Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

М. Б. Ворошилова

"РУССКАЯ МАТРЕШКА" ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦЕВ: ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ОБРАЗЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ ОБ "АВГУСТОВСКОЙ" ВОЙНЕ

(Политическая лингвистика. - Вып. 2(36). - Екатеринбург, 2011. - С. 73-76)


 
The article presents dynamics of representation of Russia-Georgia armed conflict in August 2008 found in political caricatures published by the Western Mass media of 2008-2010. Precedent phenomena (names of politicians, art personalities, fairy-tales and fables characters, historical epochs, etc.) are analyzed, their pragmatic meaning is described.
 
В современные учебники истории уже вошла так называемая августовская война - вооруженный конфликт в Южной Осетии, военное противостояние в августе 2008 г. между Грузией с одной стороны и Россией вместе с непризнанными республиками Южная Осетия и Абхазия с другой. Однако настоящая война против России началась задолго до военной агрессии Грузии. Скандал с перехваченной на границе якобы российской ракетой, сбитый якобы российский беспилотник, задержание российских миротворцев с якобы запрещенным грузом - все это была заблаговременная и тщательно организованная информационно-психологическая подготовка: "Происходило формирование негативного образа России как агрессора. На такую удобренную почву потом упали информационные зерна с обвинениями России в нападении на Грузию" [Гриняев].
Эта информационная война для России стала настоящей третьей мировой войной. Истинным и опасным врагом выступила не просто "маленькая" Грузия, а все мировое сообщество: на Россию были направлены орудия средств массовой информации и Америки, и Европы, и Азии, и Африки. По мнению С. Гриняева, Россия по сути впервые столкнулась с полномасштабной информационной агрессией со стороны стран Запада, объединенных в военно-политическом блоке НАТО под руководством США, "…и Россия проиграла эту войну. Впервые за всю постсоветскую историю авторитет России упал более чем в 90 % стран мира [Цыганок].
Важнейшим фактом, по мнению экспертов (А. Барановский, С. Гриняев, А. Цыганок и др.), "без которого просто невозможно правильно оценить происходящее, является то, что организованные против России информационные операции проводятся в полном соответствии с концепцией так называемой информационной войны третьего поколения, специалисты называют ее также "войной на эффектах"" [Гриняев]. Сущность означенной войны формулируется следующим образом: "Наиболее яркое и доступное определение информационной войне третьего поколения дал российский премьер В. Путин, сказав, что западным специалистам удается умело выдавать черное за белое, а белое - за черное" [Цыганок]. Именно в этом и состоит суть информационных операций третьего поколения, объясняет С. Гриняев, автор классификации информационных войн: кто за наиболее короткое время способен просчитать эффекты более высоких порядков, тот и захватывает информационное превосходство. И совершенно неважно, "а был ли мальчик". Есть только реальный факт столкновения, а уж дальше СМИ "разберутся", кого наказать, а кого пожалеть.
Действительно, в ходе освещения пятидневной войны СМИ на Западе допускали прямые подлоги, не гнушались фальсификаций. Любые попытки рассказать о событиях с точки зрения России и Южной Осетии пресекались. Достаточно вспомнить нашумевшее интервью двух осетинок на канале "Fox", где им просто не дали говорить, как только стало ясно, что они будут благодарить Россию за свое спасение [www.globalaffairs.ru]. Мир смотрел на конфликт глазами Тбилиси. Западные СМИ снова и снова распространяли жуткие репортажи о "российской агрессии" против маленькой беззащитной Грузии, кирпичик за кирпичиком создавали устрашающий образ России как гегемона и захватчика.
Особое место в этой информационной войне было отведено неформальным средствам коммуникации: политические карикатуры о страшном русском медведе, раздирающем маленькую Грузию, заполонили Интернет. В данном исследовании мы не случайно обратились именно к политической карикатуре как ведущему орудию информационных войн: ее неформальный статус позволяет автору высказать собственное мнение, не завуалированное политической корректностью, в эмоционально ярких формах, доступных и действенных.
Настоящая работа посвящена анализу образа ранее дружественных стран России и Грузии в зарубежной неформальной политической коммуникации. Нами было рассмотрено 100 политических карикатур на тему "Россия и Грузия", опубликованных на зарубежных и российских сайтах в период с 2008 по 2009 гг., отобранных методом случайной выборки. Результаты анализа выделенных концептуальных метафор, положенных в основу данных образов, мы представили в статье "Неформальные орудия "третьей мировой войны XXI века": Россия и Грузия в западной политической карикатуре" [Ворошилова 2010]. Мы отметили, что наиболее частотными являются зооморфные и милитарные метафоры: русский слон наводит тяжелые орудия на маленькую Грузию -собачку, сидящую на коротком поводке США.
На настоящем этапе мы предлагаем исследование прецедентных образов, используемых в политической карикатуре об "августовской" войне.
Самый распространенный метод ведения неформальной информационной войны - обыгрывание традиционной политической символики, известных политических образов, позволяющее создать узнаваемый, а значит понятный образ, уже наделенный определенными смыслами, как правило, негативными.
Наиболее частотными в анализируемом дискурсе стали прецедентные имена политических лидеров, призванные обозначить основные действующие лица: Буш - Путин - Саакашвили. Нередко для обозначения конфликтующих сторон используются и традиционные политические национальные символы, такие как Дядюшка Сэм и русская матрешка. Появление третьей стороны в политической карикатуре об "августовской" войне России и Грузии обоснованно: США вновь и вновь выступает в образе подстрекателя, и это не открытие карикатуристов.
В редких случаях на политической арене карикатуры появляется и четвертое действующее лицо - Евросоюз, выступающий либо в роли судьи, либо в роли перепуганной девочки, напуганной страны, которую Россия держит на коротком "топливном" поводке.
Таким образом, данная группа прецедентных образов призвана обозначить основные действующие лица конфликта и описать роль каждой страны. Действительно, война России и Грузии выходит за рамки "соседского дележа", она значительно шире и серьезнее.
Вторую по частотности использования в анализируемом дискурсе составляет милитарная группа прецедентных образов. Как отмечают исследователи, действия России сравниваются с вводом советских войск в Афганистан, Венгрию и Чехословакию [Рябов 2010: 154] и даже с действиями немецких войск во время Второй мировой войны: неслучайно Владимир Владимирович Путин в образе командира танка чаще всего предстает в немецкой форме. Обращение к исторической памяти европейцев - один из самых действенных элементов воздействия, тем более что проблемтика Второй мировой войны до сих пор одна из самых острых и болезненных для современной Европы.
Но самой "страшной" для европейцев, а значит самой действенной, стала метафора, основанная на прецедентном имени Сталина. Тоталитаризм - это не только средство оценки действий российского правительства как захватнических, но и средство запугивания европейцев. К сожалению, мы должны отметить, что частотное обращение к советскому прошлому в последнее время стало характерно для европейской политической коммуникации, в том числе неформальной. Образ русской матрешки получил новое содержание: Медведев - Путин - Сталин. Именно в этом контексте обоснованно и введение в анализируемый дискурс прецедентного имени А. Солженицына, ставшего для всего мира символом борьбы с тоталитаризмом, борьбы за свободу, так называемой русской совестью. Слова, вложенные автором в уста В. В. Путина: "Теперь, когда Солженицын перестал на нас ворчать, мы можем снова стать самими собой", - вновь отсылают нас к советскому прошлому, так пугающему современный Запад.
Итак, третью группу по степени частотности составили советские прецедентные образы, призванные, с одной стороны, создать пугающую, зловещую атмосферу, населенную призраками холодной войны (так, на одной из карикатур изображен медведь, раскапывающий могилу, на которой установлен надгробный камень с надписью "холодная война"), с другой - вынести приговор современной России - наследнице тоталитаризма, владычице энергетических богатств, держащей в страхе весь мир.
Следующая группа прецедентных образов была актуализирована современными мировыми событиями: в то время, как в Осетии разворачивались военные действия, весь мир наблюдал на спортивными баталиями в Китае. С одной стороны, олимпийские образы позволили в очередной раз актуализировать мотив противостояния: самый частотный в данной группе прецедентный образ - борьба на ринге маленькой Грузии и огромного русского медведя, не всегда соблюдающего правила и владеющего особым русским стилем борьбы; в образе судьи, как правило, выступает Евросоюз. С другой - именно олимпийские образы вновь поднимают вопрос: а кто же победитель? Неслучайно ни в одной из описанных карикатур нет ответа. Ни западные, ни российские авторы не готовы дать ответ на этот сложный и неоднозначный вопрос (может быть, потому что в войне не бывает победителя?!).
Менее частотную группу прецедентных образов в анализируемых политических карикатурах составили культурные аллюзии, среди которых можно выделить обращение к сказочным мотивам о русском медведе и к нравоучительному потенциалу русской басни.
Наиболее актуальным как в русской, так и в зарубежной карикатуре стал сюжет басни И. Крылова "Слон и моська". Впервые данный прецедентный сюжет был зафиксирован в испанской карикатуре, где моська предстала в образе муравья, что в очередной раз подчеркивало беззащитность маленькой Грузии перед огромным слоном со страшными клыками. Позже эта концептуальная метафора получила развитие в мировой карикатуре в целом, причем она приобрела новое содержание: Грузия чаще всего маленький беспородный пес, прикормленный США или сидящий на коротком американском поводке. Образ России лишился агрессивно-прагматического потенциала: слон спокоен, да и клыков у него больше нет. Таким образом, именно обращение к образу, не отягощенному стереотипами, позволило акцентировать основные проблемы, основные сомнения, будоражащие общественность. Неравноценность соперников, явное преимущество России стало основной темой для развития рецепции настоящего конфликта в неформальной политической коммуникации: абсолютно во всех рассмотренных примерах образ России гиперболизирован, проводится мысль, что "маленькая" Georgia была обречена на поражение в войне с таким соперником, а значит, финал был вполне предсказуем, что лишает эту страшную "маленькую" война смысла. "Старший" должен быть умнее и решать вопросы не силой, а разумом - вот главный вывод, который прочитывается в анализируемом дискурсе.
 

Литература

Ворошилова М. Б. Неформальные орудия "третьей мировой войны XXI века": Россия и Грузия в западной политической карикатуре // Современные информационно-психологические войны в политическом пространстве России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15-16 сент. 2010 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010.
Ворошилова М. Б. Слон и Моська: метафорический образ России и Грузии в зарубежной политической карикатуре (2008-2009) // Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры : материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 13-16 сент. 2010 г.) / Урал. гос. пед. ун-т ; гл. ред. А. П. Чудинов. - Екатеринбург, 2010а. С. 42-43.
Гриняев Сергей Информационная война на Кавказе, или Как из черного делали белое. URL: http://www.infwar.ru/ article.php?num=80.
Жаковска М. Россия-медведь в немецкой карикатуре XIX и XX в. // Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры : материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 13-16 сент. 2010) / Урал. гос. пед. ун-т; гл. ред. А. П. Чудинов. - Екатеринбург, 2010. - С. 57-59.
Красильникова Н. А. "Заложники русского медведя": метафорическое представление современной России в британских и американских СМИ // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. № 1.
Красильникова Н. А. "В плену русского медведя", или Современная Россия в метафорах Британских и Американских СМИ // Политический дискурс в России - кадры решают все : Материалы постоянно действующего семинара. - М., 2009. С. 38-39.
Предварительные итоги российской миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта. URL: http//www.globalaffairs.ru/articles/0/10343.html.
Рябов О. В. Медвежья метафора России как оружие холодной войны // Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы и метафоры: материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 13-16 сент. 2010) / Урал. гос. пед. ун-т; гл. ред. А. П. Чудинов - Екатеринбург, 2010. С. 154-156.
Рябов О., Лазари А. Миша и Медведь. Медвежья метафора России в дискурсе о грузино-российском конфликте. URL: http://www.memo.ru/ hr/hotpoints/caucas1/msg/2008/09/m158721.htm.
Цыганок Анатолий. Информационная война против России: как это было. URL: http://www.narodsobor.ru/default.asp?trID=448&artID=6112.