Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

Н. С. Якимова

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

(Вестник Кемеровского государственного университета. - Кемерово, 2011. - № 1 (45). - С. 184-188)


 
The paper covers the problem of verbal aggression in the present-day society. The reasons for studying this phenomenon as means of teaching tolerance are discussed in the article; the factors causing the use of verbal aggression in communication are listed.
 
Агрессия как феномен уже давно является предметом исследования представителей разных научных направлений и имеет множество определений. Толковые словари русского языка позволяют проследить эволюцию значений самого слова «агрессия». В толковых словарях русского языка 50-х - 80-х годов ХХ века оно трактуется исключительно как «нападение, захват чужой территории» с пометкой «политическое» [БАС, 1950, т. 1, с. 47] и «нападение одного государства на другое с целью захвата территории, уничтожения или ограничения его независимости и насильственного подчинения его населения захватчику» [МАС, 1981, т. 1, с. 24]; этимология слова прослеживается от латинского aggressio (нападение). Способность нападать и захватывать приписываются только государству, а не человеку, что, исходя из жизненной практики, видится не совсем верным.
В издании Толкового словаря Ожегова и Шведовой 1992 г. зафиксировано появление второго, переносного значения этого слова: «открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [Ожегов, Шведова, 1992]. Примечательно, что в более ранних изданиях этого словаря, например [Ожегов, 1986], это значение не отражено. В словарях, изданных на рубеже XX - XXI веков, уже отражено появление второго основного значения слова «агрессия»: «склонность к нападению, наступлению на кого-л.; агрессивность, враждебность» [Новый словарь, 2000]; «о человеке или животном: воинственная враждебность по отношению к окружающим» [Крысин, 2000].
В толковых словарях английского языка изначально агрессия также определяется как действия государства, например «нарушение одним государством прав другого государства с использованием силы» [Dictionary.com]. Однако уже в 1912 году в английском словаре было зарегистрировано появление определения агрессии как «враждебного или разрушительного поведения», относящегося к сфере психологии [Harper]. В современных словарях превалирует именно это значение, агрессия определяется как «любое действие или поведение, нарушающее чьи-либо права, агрессия в отношении чьих-либо прав; регулярные нападки и атакующие действия; в психиатрии: открытая или скрытая враждебность, врожденная или вызванная фрустрацией, направленная на внешний объект или на самого себя» [Dictionary.com], «чувство гнева и ненависти, которые могут выражаться в угрозах и насилии» [Oxford Advanced Learner’s Dictionary].
Следовательно, в современном мире агрессия как феномен характеризует не только политику государства, но скорее поведение человека, что становится очевидным из эмпирических наблюдений. В связи с проникновением данного феномена практически во все сферы деятельности современного социума его изучение становится актуальным. Агрессия становится предметом исследования лингвистики, социологии, психологии, нейробиологии, педагогики и других наук, изучающих деятельность и мышление человека, поскольку антропоцентрическая парадигма, задающая направление развития науки в новейшее время, подразумевает наличие человека как субъекта действия.
Суммируя все существующие в современных науках о человеке определения агрессии, Ю. Б. Можгинский определяет этот феномен как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» [Можгинский, 2006, с. 10]. Из этого определения очевидно, что такой актуальный для современного общества феномен как агрессия существует как в физической, так и в вербальной форме. Это объясняется включением речевой деятельности человека в общую систему деятельности и тесной взаимосвязью с иными ее формами. Следовательно, отдельные формы поведения человека могут иметь аналоги в коммуникативном поведении и в речевой деятельности. Таким образом, в классификации видов агрессии по физической природе психологи выделяют вербальную агрессию как противопоставленную физической агрессии. Детальное изучение и описание феномена вербальной агрессии является одной из приоритетных задач социолингвистики и психолингвистики, имеющих в основе теорию речевой деятельности.
В фундаментальных психологических исследованиях, посвященных агрессии [Берковиц, 2003, Бэрон, Ричардсон, 2006, Хекхаузен, 1986], вербальная агрессия как самостоятельный феномен описана не была в силу двух вполне очевидных причин. Во-первых, чисто психологический подход, очевидно, оказался недостаточным для детального изучения данного феномена, и дальнейшее его исследование возможно только в психолингвистике и других смежных областях лингвистической науки. Во-вторых, изучение феномена вербальной агрессии ранее не было столь актуальным. Научный интерес к данному явлению возник в течение последнего десятилетия, поскольку в настоящее время вербальная агрессия проникла во все сферы современного общества, включая сферу деловых и межличностных отношений, СМИ и т. п.
В современном обществе СМИ являются своеобразным каналом распространения агрессии во все сферы деятельности, предоставляя множество детализованных описаний отдельных актов агрессивного поведения, а также создавая социальную напряженность репортажами о неравенстве в обществе и межнациональных конфликтах. Современную культуру масс-медиа не зря определяют как «культуру агрессии» [Климов, 2004]. Современное телевидение вообще представляет собой сферу порождения и активного бытования вербальной агрессии. А из базовых положений теории агрессии следует, что опыт наблюдения за поведенческой реакцией окружающих на некоторую стимульную ситуацию зачастую определяет дальнейшую стратегию поведения индивида в аналогичных ситуациях. Таким образом, СМИ и, в частности, телевидение пропагандируют и транслируют модель выбора агрессивной стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Современная экономическая ситуация, характеризуемая отношениями жесткой конкуренции на рынке, также способствует распространению и широкому использованию агрессивных вербальных средств в агрессивных стратегиях аргументации и убеждения [Ратмайр, 2004]. Следовательно, агрессия воспринимается в современном обществе как допустимая норма в определенных ситуациях и нередко находит общественное оправдание и одобрение. А. Басс писал о существовании в капиталистическом обществе обильной и весьма знаменательной «платы за агрессию» в виде денег, престижа и социального статуса [Buss, 1971].
Агрессией маркирована также и современная сфера межличностных отношений. Агрессивность коммуникативного пространства больших городов, жаргонизация и вульгаризация речи, резкое снижение уровня речевой культуры в целом, являющиеся закономерным следствием напряженного социокультурного положения, порождают многочисленные случаи вербальной агрессии. Многие слова современного языка, еще десять лет назад считавшиеся «непечатными», сейчас широко употребляются и воспринимаются широкими социальными группами как норма общения [Жельвис, 2000]. Эти факторы приводят к более частотному использованию агрессии в коммуникации: тенденция к более частому использованию вербальной агрессии зачастую проистекает из неумения коммуникатора разрешить коммуникативный конфликт конструктивным способом [Infante, Chandler, Rudd, 1989]. В этом случае вербальная агрессия выступает как одна из форм конфликтного коммуникативного поведения.
Таким образом, вербальная агрессия является имманентной характеристикой современного общества и является актуальным объектом современных лингвистических исследований.
Первым этапом любого научного исследования является определение объекта и предмета изучения и разграничение его от смежных явлений. Не является исключением и психолингвистическое исследование вербальной агрессии. Прежде всего необходимо разграничить понятия «агрессия» и «агрессивность». Концептуализируя агрессивность как константную черту личности, А. Налчаджян определяет ее как «устойчивую установку, позицию, готовность к совершению агрессивных действий», т. е. как черту характера личности [Налчаджян, 2007, с. 24]. Данная характеристика личности с одной стороны может быть обусловлена наследственным фактором, с другой - социальным опытом, приобретенным в процессе социализации. С момента рождения человек наблюдает агрессивные поступки окружающих, либо сам их совершает. В том случае, если эти агрессивные действия поощряются, данный опыт накапливается у человека и формирует все более устойчивое свойство личности. Таким образом, врожденная или усвоенная агрессивность является лишь одним из нескольких возможных истоков агрессии, наряду с ситуативным и другими факторами, тогда как вербальную агрессию стоит понимать как единичное агрессивное вербальное действие или ряд таких действий.
Все существующие в психологии подходы к исследованию агрессии могут быть сгруппированы: 1) изучающие биологические предпосылки агрессии; 2) изучающие агрессию как социально-обусловленную форму поведения. Эти же направления доминируют и в работах, посвященных проблемам вербальной агрессии.
В психобиологии было предложено определение вербальной агрессии как способа реагирования на некоторое влияние окружающей среды, которое определяется врожденным темпераментом [Beatty, McCroskey, 1997]. Агрессивное вербальное поведение также можно интерпретировать с позиций теории социального научения. Представители данного научного направления определяют агрессию как «враждебное действие или поведение», обусловленное внешним мотивом или ситуацией [Изард, 1980, с. 302]. В американской лингвистике фундаментальное исследование вербальной агрессии было предпринято профессором Д. Инфанте и его коллегами. Определяя статус вербальной агрессии в сравнении с физической, исследователь отмечал, что первая не заменяет вторую, но является «низшим уровнем» агрессии, который может перерастать в «высший» при накапливании. Таким образом, эти два варианта бытования агрессии зачастую обусловливают друг друга. Агрессивное вербальное поведение может служить катализатором для физической агрессии в том случае, если объект вербальной агрессии изначально настроен враждебно в силу личностных, социально обусловленных либо ситуативных факторов [Infante, Chandler, Rudd, 1989].
К личностным факторам относятся в первую очередь возрастной фактор, гендерный фактор, этническая принадлежность, а также социальная среда, уровень образования и общей культуры и др. Ситуативные факторы - это прежде всего личность и поведение собеседника, окружающая обстановка, а также физическое и психологическое состояние коммуникатора. Среди общественных факторов могут быть выделены национальный менталитет, а также существующие в данном социуме этнолингвокультурные нормы коммуникативного поведения.
Говоря о нормативности коммуникативного поведения, необходимо выделить три ее уровня:
1) лингвистическая нормативность, т. е. корректное использование языковых средств как на уровне лексики, так и на уровне синтаксиса предложения в соответствии с существующими языковыми конвенциями;
2) концептуальная нормативность, т. е. соответствие речевого действия нормам общей культуры, морали и пр., а также определенным социальным нормам;
3) нормативность поведения в определенных практических ситуациях социального взаимодействия, определяемая соответствующими стереотипами [Шнейдер, 2002, с. 78 - 79, 88].
Являясь одной из форм конфликтного коммуникативного поведения, вербальная агрессия зачастую проистекает из неумения коммуникатора разрешить коммуникативный конфликт конструктивным способом. В этом случае агрессивное вербальное поведение непременно приведет к ответной агрессии и усилению конфликта в силу несоответствия нормам коммуникации.
Однако коммуникативное поведение воспринимается адресатом как агрессивное только в том случае, если в нем присутствуют элементы «обидного общения» и «словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной ситуации форме» [Щербинина, 2006, с. 9]. Следовательно, вербальная агрессия всегда есть нарушение некоторой коммуникативной нормы.
Необходимо упомянуть о «принципе обоюдности», проявляющемся в случае агрессивного вербального поведения одного из коммуникантов: вербальная агрессия в речи одного из собеседников непременно приведет к подобному поведению со стороны второго [Infante, Chandler, Rudd, 1989]. Следовательно, если коммуникативное поведение, воспринимаемое с точки зрения концептуальных норм поведения как вербально агрессивное, не провоцирует ответную агрессию, то оно воспринимается участниками общения как приемлемое. В этом случае вербальная агрессия не будет переходить в физическую.
При оценке некоторого акта коммуникативного поведения как агрессивного непременно учитывается личность и личностные нормы поведения адресата. Так, при проведении экспериментального исследования было выделено 10 типов агрессивного вербального поведения:
1) критика личных качеств (character attack);
2) критика способностей (competence attack);
3) критика фактов биографии (background attack);
4) критика внешности (physical appearance attack);
5) проклятия (curse);
6) поддразнивание (teasing);
7) насмешки (ridicule);
8) угрозы (threat);
9) ругательство, сквернословие (swearing);
10) невербальные знаки (nonverbal emblems) [Infante, 1987].
Все перечисленные формы агрессии затрагивают личность адресата в той или иной форме. Следовательно, вербальная агрессия всегда направлена на некоторый объект, чаще всего - одушевленный.
При рассмотрении вербальной агрессии как преднамеренных действий, направленных на нанесение вреда или ущерба другому лицу при отстаивании своих интересов и позиции, явно проявляется отличие агрессивного вербального поведения от феномена языкового насилия, объектом которого выступает обычно широкий и неопределенный круг лиц, на которых оказывается воздействие через СМИ.
Итак, причинами агрессивного вербального поведения могут выступать:
1) враждебность по отношению к объекту агрессии, вызванная рядом субъективных, объективных либо ситуативных причин;
2) провокационные действия со стороны объекта агрессии, в том числе агрессивное вербальное поведение;
3) нарушение объектом агрессии концептуальных и ситуативных норм общения, неприемлемое для коммуникатора;
4) низкий уровень речевой и коммуникативной культуры субъекта высказывания.
Однако ключевым при определении вербальной агрессии является концептуализация мотива этого типа коммуникативного поведения. Именно мотив является первым этапом порождения речи и определяет выбор дальнейшей модальности общения, так же как и выбор конкретных лингвистических средств для осуществления коммуникации [Выготский, 1999]. Мотивом же агрессивного вербального поведения, по определению американских исследователей, является причинение вреда либо ущерба другому лицу при отстаивании своей коммуникативной позиции. Затем данный мотив речи находит свое выражение в конкретном речевом замысле и конкретном вербальном оформлении. Маркеры вербальной агрессии присутствуют на всех уровнях языка: словообразовательном, лексическом, синтаксическом, стилистическом и др.
Таким образом, вербальная агрессия может быть определена как использование вербальных средств, противоречащих институциональным и ситуативным нормам коммуникации, с целью нанесения вреда или ущерба коммуникативной позиции и самооценке другого лица. Однако задачей современных лингвистов, психологов и специалистов по коммуникации является выработка механизмов развития кооперации в ситуации конфликтного общения и поиск путей формирования толерантности. Следовательно, определение мотивов агрессивного вербального поведения и типологизация лингвистических средств выражения вербальной агрессии будет способствовать предупреждению эскалации коммуникативного конфликта и выработке стратегии конструктивного решения коммуникативных задач.
 

Литература

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
2. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю. Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 2006. - 181 с.
3. Изард, К. Е. Эмоции человека [Текст] / К. Е. Изард. - М.: МГУ, 1980. - 552 с.
4. Климов, В. М. Средства массовой информации как инструмент агрессии культуры [Текст] / В. М. Климов // Социальная агрессивность. Третьи Кузбасские философские чтения: материалы Международной конференции. В 2 ч. Ч. II.- Кемерово, 2004. - С. 20 - 23.
5. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л. П. Крысин. - М.: Русский язык, 2000. - 856 с.
6. Налчаджян, А. Агрессивность человека [Текст] / А. Налчаджян. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.
7. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://efremova-online.ru/slovarefremovoy/agressiya/520/.
8. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.
9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1992.
10. Ратмайр, Р. «Пробивные» стратегии на деловых переговорах как пример завуалированной агрессивности [Текст] / Р. Ратмайр // Агрессия в языке и речи. - М.: РГГУ, 2004. - С. 53 - 66.
11. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. (МАС). - Т. 1. - М.: Русский язык, 1981. - 698 с.
12. Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. (БАС) - Т. 1. - М.: Л.: Издательство АН СССР, 1950. - 767 с.
13. Хекхаузен, Х. Агрессия [Текст] / Х. Хекхаузен // Мотивация и деятельность. - М., 1986. - Т. 1. - С. 365 - 405.
14. Шнейдер, В. Б. Коммуникация, нормативность, логика [Текст] / В. Б. Шнейдер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 250 с.
15. Щербинина, Ю. В. Вербальная агрессия [Текст] / Ю. В. Щербинина. - М.: УРСС, 2006. - 360 с.
16. Beatty, M. J. It’s in Our Nature: Verbal Aggressiveness As Temperamental Expression [Text] / M. J. Beatty, J. C. McCroskey // Communication Quarterly, Vol. 45, №4, Fall 1997. - Р. 446 - 460.
17. Buss, A. H. Aggression pays [Text] / A. H. Buss // The control of aggression and violence. - New York: Academic Press, 1971. - P. 112 - 130.
18. Dictionary.com Unabridged [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://dictionary. reference.com/browse/aggression.
19. Harpe,r D. Online Etymology Dictionary (Dictionary.com) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// dictionary.reference. com/browse/aggression.
20. Infante, D. A. Aggressiveness [Text] / D. A. Infante // Personality and interpersonal communication. - Newbury Park, CA: Sage, 1987. - Р. 157 - 192.
21. Infante, D. A. Test of an argumentative skill deficiency model of interspouse violence [Text] / D. A. Infante, T. A. Chandler, J. E. Rudd // Communication monographs, 56 (1989). - Р. 163 - 177.
22. Infante, D. A. Verbal aggressiveness: An interpersonal model and measure [Text] / D. A. Infante, C. J. Wigley // Communication Monographs, № 53. - Cambridge University Press, 1986. - Р. 61 - 69.
23. Oxford Advanced Learner’s Dictionary [Text]. - Oxford, 2000.