(Индоевропейское языкознание и классическая филология - XII. Материалы чтений,
посвященных памяти профессора И. М. Тронского. - СПб., 2008. - С. 449-452)
В латинском языке нет грамматического правила образования каузативных глаголов,
как в древнеиндийском языке с помощью определенного суффикса или как во французском
языке с помощью глагола faire, в английском языке глагола make,
но используются синтаксические каузативные конструкции. Есть несколько типов
таких конструкций, общим для них является наличие переходного глагола, в семантике
которого есть сема каузации, например, обучать (= заставить кого-то знать что-то),
просить (= вынуждать кого-то сделать что-то). Это биаккузативные конструкции.
Субъект в такой конструкции является каузатором, который понуждает реального
субъекта выполнить некое действие, например, Sall. Cat. 16, 1 (Catilina)
iuventutem ... multis modis mala facinora edocebat. - «Катилина многими
способами обучал юношей преступлениям». В конструкции два объекта: один выражен
одушевленным существительным (обучал кого), другой - неодушевленным существительным
(обучал чему).
Другой тип каузативной конструкции, в которую входят глаголы посылать, назначать,
выбирать и др., характеризуется тем, что оба объекта выражены одушевленными
существительными, причем кореферентными. Caes. B. G. I, 7, 3 (Helvetii) legatos
ad eum mittunt nobilissimos civitatis. - «Гельветы посылают к нему послами
знатнейших граждан». В этом предложении отражены две ситуации: каузирующая ситуация
(гельветы посылают знатнейших), в которой субъект агентивный, а объект - пациенс,
и каузируемая (знатнейшие являются послами), в которой объект действия в первой
ситуации становится субъектом.
Третий тип - пермиссивный каузатив.
Типы предложения. Иллокутивные функции
Типы предложения зависят от коммуникативной направленности высказывания или,
иначе говоря, от иллокутивной функции: утверждает ли что-то говорящий, или задает
вопрос, или обещает. Разные типы предложения - утвердительное, вопросительное,
императивное или восклицательное - определяются иллокутивной целью говорящего.
Пинкстер 1988: 286 дает простейшие примеры таких предложений: (1) tu hoc
facies «ты будешь это делать» - утвердительное предложение; (2) tune
hoc facies? - «Будешь ли ты это делать?» - вопросительное; (3) hoc fac!
- «Делай это!» - восклицательное предложение. С разными типами предложений связаны
определенные наклонения. Так, императив употребляется в предложении при выражении
требования или приказа. Утвердительные и вопросительные предложения различаются
интонацией, и наличием (или отсутствием) вопросительных частиц или вопросительных
местоимений.
Утвердительные предложения
Утвердительное предложение представляет собой сообщение говорящего и имеет
ассертивную иллокутивную функцию. Предикат утвердительного предложения имеет
чаще всего форму индикатива, тем самым говорящий показывает, что считает свое
сообщение истинным и фактивным. Вот как начинают свое повествование некоторые
из римских писателей: Гай Саллюстий Крисп «Заговор Катилины»: Omnis homines,
qui sese student praestare ceteris animalibus, summa ope niti decet, ne vitam
silentio transeant veluti pecora... - «Всем людям, которые стремятся отличаться
от животных, следует всячески стараться не прожить жизнь в молчании как скотина...». Публий Корнелий Тацит «Анналы» I, 1: Urbem Romam a principio reges habuere;
libertatem et consulatum L. Brutus instituit. - «Городом Римом с самого
начала правили цари; свободу и консулат установил Л. Брут». Марк Туллий Цицерон
«Катон Старший о старости», обращается к своему другу Титу Помпонию Аттику:
Novi enim moderationem animi tui et aequitatem teque non cognomen solum Athenis
deportasse, sed humanitatem et prudentiam intellego. - «Ведь я знаю твою
умеренность и уравновешенность и понимаю, что ты привез из Афин не только свое
прозвище, но и просвещенность и благоразумие».
В качестве предиката утвердительного предложения может употребляться глагол
с неопределенно-личным значением: Tac. Ann. I, 33, 1: Interea Germanico per
Gallias ... census accipienti excessise Augustum adfertur. «Между тем Германику,
производящему ценз в Галлии, сообщают о смерти Августа».
Конъюнктив в утвердительном предложении может указывать, что говорящий делает
свое сообщение с большей осторожностью. Cic. Cato 88: Est, ut dicis, Cato;
sed fortasse dixerit quispiam tibi propter opes et copias et dignitatem tuam
tolerabiliorem senectutem videri... «Это верно, Катон, но, быть может, кто-нибудь
мог бы сказать, что тебе благодаря твоей влиятельности, богатству и высокому
положению старость кажется более сносной». Осторожность и деликатность высказывания
одного из участников беседы выражается использованием формы конъюнктива dixerit
и наречия fortassse. Но конъюнктив в утвердительном предложении может
выражать также неуверенность говорящего в оценке ситуации: Verg. Aen. I, 218:
spemque metumque inter dubii, seu vivere credant,sive extrema pati -
«Между надеждой и страхом колеблясь, то верят, что живы, то, что изведали гибель».
Вопросительные предложения
Вопрос чаще всего отражает просьбу говорящего сообщить ему что-то, дать ему
необходимые сведения. Это могут быть вопросы о ситуации в целом или о деятеле,
о месте и времени действия, о цели действия и т. д. Это особый тип предложения
с иллокутивной функцией вопроса о нужной информации. Формальные средства, с
помощью которых выражаются вопросы, - это различные вопросительные частицы и
вопросительные местоименные слова, В классической латыни общей вопросительной
частицей служит энклитическая частица -ne ‘ли’: Verg. Aen. I37: Iuno
haec secum: mene incepto desistere ...? - «Юнона так про себя: «Мне ли,
начавшей, уступить..?». Для вопросов, на которые ожидается утвердительный ответ,
употребляется частица nonne ‘разве не’: Cic. Cato 52: Malleoli, plantae
...nonne efficiunt, ut quemvis cum admiratione delectent? - «Разве черенки,
ростки ... не радуют и не изумляют каждого?». Вопросы, когда ожидается ответ
отрицательный, вводятся вопросительной частицей num ‘разве’: Сic. Cat.
I, 13: Num dubitas id ... facere? - «Разве ты сомневаешься делать это?»
Эти частицы оформляют вопросительное предложение в целом. Вопросительные же
местоименные слова выделяют то слово, которое называет предмет вопроса: quis
‘кто?’, quid ‘что?’, cur ‘почему?’ и т. д.
В предложении с прямым вопросом предикат обычно имеет форму индикатива. Вот,
например, вопросы Венеры к Энею: Verg. Aen. I, 369: sed vos qui tandem, quibus
aut venistis ab oris, quove tenetis iter? - «Но кто вы, с каких берегов
вы явились, держите путь вы куда?» (перевод В. Брюсова). Но если с вопросом
связано также сомнение говорящего в выполнимости действия, то в вопросительном
предложении предикат имеет форму конъюнктива: Cic. Pro S. Roscio Amerino 29:
quod aut a quibus auxilium petam? deorumne immortalium, populine Romani,
vestramne fidem implorem? - «Что или от кого мог бы я просить помощь? -
от бессмертных богов, римского ли народа, молить ли о вашем доверии?». Hor.
Carm. I, 2, 25: Quem vocet divum populus ruentis / imperi rebus? - «Кого
из богов призовет (= может призвать) народ, когда рушится империя?».
В форме вопросительного предложения может быть выражен вопрос говорящего к
самому себе, нередко связанный с его смятением. Cic. Att. 7, 23, 1: Sed quid
faciamus? Victi, oppressi, capti plane sumus. - «Но что нам делать? Мы побеждены,
придавлены, захвачены».