Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

Н. И. Толстой

ПОЛЕСЬЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СЛАВЯНСКОЙ АРЕАЛОГИИ

(Полесье и этногенез славян. - М., 1983. - С. 6-8)


 
Срединное положение Полесья в северной Славии и его принадлежность к трем современным языковым и этнокультурным ареалам - украинскому, белорусскому и южновеликорусскому делают во многом неповторимым лингво- и этногеографический статут Полесья. Такой статут, однако, не нарушает определенную этнокультурную и языковую гомогенность Полесья, сочетающуюся при этом с довольно устойчивым и, надо полагать, достаточно древним членением полесского языкового, народно-культурного и фольклорного диалектного континуума. Географически однородная лесисто-болотистая полесская низменность, благоприятствующая не в меньшей мере, чем гористая местность, консервации всех видов и форм народной культуры и языка, затем отчасти с ней связанная автохтонность большинства полесского населения и, наконец, континуантность, непрерывность развития полесской народной культуры и языка, дающая возможность последовательно, ретроспективно рассматривать полесский языковой, этнокультурный и особенно археологический и антропологический ландшафт, уходя в глубь веков, придает полесской зоне еще большую уникальность в пределах современной Славии. В зависимости от хронологических периодов или концепций исследователей территория Полесья, полностью или частично, рассматривается многими как компонент славянской прародины и даже как сама прародина, или во всяком случае, как регион, непосредственно либо близко к ней примыкающий, что делает этногенетический план полесских исследований очень важным для славистики в целом. Особенностью современного Полесья может считаться также отсутствие контактов с неславянскими этносами (resp. языками, культурами) равно как и "архи-архаический", по словам К. Мошинсусого, характер всей народной культуры в целом. Все это дает возможность принимать в некоторых славистических историко-генетических исследованиях Полесье как модель праславянского существования, модель праславянской этноязыковой и этнокультурной ситуации в целом, а не в отдельных ее деталях. Архаичность полесского материала доказывается его характером и структурой не только на общеславянском уровне, но и на уровне индоевропейском и на уровнях еще более отдаленных (в частности, весьма интересны полесско-кавказские параллели). Последнее относится, естественно, уже не к языковым, а к мифологическим и этнокультурным показателям.
Полесье не следует считать единственным крупным славянским архаическим ареалом. Наряду с ним, можно выделить Карпаты, как ареал центральный для всей современной Славии, более гетерогенный, чем Полесье, структурно иной, характеризующийся активными славяно-неславянскими контактами, Русский Север, как ареал периферийный и моноэтничный, относительно новый, складывающийся в условиях славяно-финской интерференции, затем не очень четко очерчивающийся южнославянский шопско-торлакско-македонский континуум с прилегающими к нему зонами, как ареал весьма удаленный от славянской прародины, сложившийся в условиях относительно давних славяно-романо-греческо-албанских контактов, и другие ареалы. Важны наблюдения над ситуацией в отдельных, до недавнего времени в культурном и языковом отношении довольно замкнутых и архаических ареалах меньшего масштаба, к каковым можно отнести Родопы, отдельные части Словении (например, северо-запад), западную Сербию, чакавский регион, Кашубию, Вармию и Мазуры, Псковщину и Новгородчину и т.п. Вероятно, назрела необходимость создания "ситуативной типологии" славянских ареалов, выделяемых не только по языковым признакам, но и по признакам этнографическим, демокультурологическим, географическим и пр. Такая типология актуальна хотя бы потому, что нынешнее деление славянских языков, культур и традиций, сложившееся довольно поздно, по национальному, а не по ареальному или узко региональному принципу, во многих случаях либо не раскрывает, либо обходит ряд признаков и компонентов, релевантных для синхронных и диахронических штудий, в том числе проблемы реконструкции, хронологической приуроченности фактов, их первоначальной дистрибуции и т.п.
Поставленная в 70-х годах проблема соотношения центральных и маргинальных зон Славив не снята с повестки дня. В ее решении Полесью принадлежит почетная роль. При этом особое значение будет иметь будущий Этнолингвистический атлас Полесья и Словарь славянских народных древностей, в котором полесскому материалу будет отведено много места.