Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

С. Г. Воркачев

ОБРАЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПТА HAPPINESS

(Воркачев С.Г. Anglica selecta: избранные работы по лингвоконцептологии. - Волгоград, 2012. - С. 12-16)


 
В семантике концепта как «многомерного идеализированного формообразования» (Ляпин 1997: 18) выделяются прежде всего понятийный, образный и ценностный компоненты (Карасик 1999: 39), определяющим из которых является, по мнению большинства исследователей, первый из них (Ляпин 1997: 18; Чернейко 1997: 287–288). Вторым по значимости для концептов-духовных ценностей представляется образный компонент, опредмечивающий в языковом сознании метафоры, через которые постигаются абстрактные сущности. Действительно, метафора – это, очевидно, тот когнитивный инструмент, с помощью которого воплощаются абстракции: Metaphors are a way to help our minds process the unprocessible (Dan Broun).
Понятийное ядро концепта, как ядро кометы, окружено газовым облаком различных образных ассоциаций, forcément коннотативных и метафорических. Коннотативных, поскольку они составляют разницу между объемами логического понятия и представлений о классе предметов (Арутюнова 1998: 369); их отношение к денотативной части концепта в значительной мере случайно, а их присутствие в его семантитке обусловлено скорее «капризом» этноса. Метафорических, поскольку метафора – это единственный способ воплотить в чувственном образе бестелесную и труднопостижимую абстракцию: «наш дух вынужден поэтому обращаться к легко доступным объектам, чтобы, приняв их за отправную точку, составить себе понятие об объектах сложных и трудноуловимых» (Ортега-и-Гассет 1990: 72). Можно утверждать, что в случае концепта метафора представляет собой «наглядное» моделирование чуственно невоспринимаемых сущностей.
В принципе, метафора лежит в основе образования любых «абстрактных предметов», являющих собой гипостазированные качества и отношения: красота, свобода, любовь – все это семантически субстантивированные, т. е. представленные в образе предмета свойства и предикаты. Результатом метафоризации в конечном итоге являются и сами семантические термины «понятие» и «концепт», где этимологически постижение интеллектуальное уподобляется физическому схватыванию. Регулярность использования в языке наглядного моделирования абстрактных категорий с помощью чувственных образов – через «вещные коннотации» (Успенский 1979) – позволяет даже говорить о концепте как о целостной совокупности образов («гештальтов»), ассоциирующихся с именем определеной абстрактной сущности и составляющих импликатуры его предикативно-атрибутивной сочетаемости (Чернейко 1995: 83). Набор вещных коннотации такого рода, существуя в общественном сознании, отражает, по мнению исследователей, этнокультурную специфику социума – его менталитет (Голованивская 1997: 27).
Семантическое описание имен эмоций – а счастье представляет собой разновидность прежде всего эмоционального состояния – связано со значительными лексикографическими трудностями главным образом в силу недоступности их денотата прямому наблюдению, что вызывает необходимость применения косвенных приемов толкования, основными из которых являются смысловой (прототипический) и метафорический подходы (Апресян 1993: 27–30), сводящиеся соответственно к описанию эмоций через типичную ситуацию возникновения и через уподобление. Метафоричекий подход выдвинут в работе Дж. Лакова и М. Джонсона (Лакофф-Джонсон 1990), где подробно исследуются метафорические средства концептуализации эмоций в языке.
Первой особенностью вербализации концепта «счастье» в английском языке, как представляеся, является адъективность: прилагательное happy в речи значительно частотнее существительного happiness, которое в лексикографических источниках в качестве отдельной статьи иногда вовсе отсутствует и приводится лишь в статье happy как его производное (CC 1995: 767; WNW 1995: 636).
По определению, счастье-душевное состояние могут испытывать лишь существа, наделенные «душой», т. е. сознанием, а способность прилагательного happy определять имена неодушевленных предметов, если это не олицетворение (прозопопея), связано с языковой метафорой переносом имени эмоции на причину ее возникновения (события, отношения, ситуацию), на способ ее манифестации и на обстоятельства (время и место), при которых субъект ее испытывал или испытывает (a happy time, place, occasion etc. is one that makes you feel happy – L 2000: 648): What object are the fountains / Of thy happy strain (Shelley); Most happy letters fram’d by skilful trade, / With which that happy name was first design’d... (Spenser); It seemed to Elizabeth that the few happy memories of her childhood had been here (Sheldon); As he knells, knells, knells, / In a happy Runic rhyme (Poe); And I wrote my happy songs, / Every child may joy to hear (Blake); Harken that happy shout – the school-house door / Is open thrown (Clare); What happy moments did I count! (Wordsworth); Before his death / You say that he saw many happy years? (Wordsworth); I do at length descry the happy shore (Spenser); Great summer sun, great summer sun, / Turn back to the never-never / Cloud-cuckoo, happy, far-off land (Barker); The happy highways where I went / And cannot come again (Housman).
Источником счастья в межличностных отношениях (любви, дружбе), как правило, является другой человек, и на него может осуществляться метафорический перенос имени счастья: One bliss I cannot leave behind: / I’ll take – my – precious – wife! (Holmes).
Универсальная «ориентационная» (Лакофф-Джонсон) метафора «верха», закрепленная за положительными эмоциональными состояниями, в английском языке отмечена лексикографически: seventh heaven, cloud nine, Paradise, Elysium, the happy hunting-ground in the sky, Garden of Eden (*RT 1994): I just left Jan. She’s in seventh heaven. She’s going to make a great First Lady (Sheldon).
Универсальной для эмоциональных состояний в целом (Арутюнова 1998: 389–392) является также и «жидкостная» метафора, уподобляющая счастье некой жидкости, которой можно упиваться, в которую можно погружаться: I hunt flesh by fallible sense; / You a more exquisite prey pursue / With a finer prescience, / And lap up another’s unhappiness: / Women, let me learn of you (Warner); However, though he was happier at that moment than he had been in a long time, it was not a deep happeness, merely a veneer of joy that brightened the surface of his heart but left the inner chambers dark and cold (Koontz).
Счастье как крайне интенсивная эмоция может ассоциироваться с мучительным беспокойством, невыносимым грузом, разрушительной силой, ослеплением и даже причиной смерти: That rest from bliss we know not when we find (Morris); Anna’s happiness was almost too much for her to bear (Sheldon); He saw the fierce beak descending, was aware of being rended, but no longer felt pain, only numb resignation, then a brief moment of shattaring bliss, then nothing, nothing (Koontz); Farewell, farewell the heart that lives alone, / Housed in a dream at distance from the Kind! / Such happiness, wherever it be known, / Is to be pitied; for ‘tis surely blind (Wordsword); The sky has opened like an inwedged door / And for a moment we are all struck blind, / But blind with happiness (Gennings); And she could have died right then of happiness (Sheldon).
Несколько реже счастье отождествляется с даром, которым наделяется его обладатель (A temper known to those who, after long / And weary expectation, have been blest / With sudden happiness beyond all hope. – W. Wordsword; Alar, sword, and pen, / Fireside, the heroic wealth of hall and bower; / Have forfeited their ancient English dower / Of inward happiness. – Wordsword), либо с ценностью, которую нужно хранить (Surely I write not for the hopeful young, / Or those who deem their happiness of worth – Thompson; A day it was when I could bear / To think, and think, and think again; / With so much happiness to spare, / I could not feel a pain. – Wordsword).
И, наконец, счастье может реифицироваться, уподобляясь венку (A thousend plesures do me bless, / And crown my soul with happiness. – Burton), или некой независимой сущности (He fled; but, compassed round by pleasure, sighed / For independent happiness. – Wordsword).
Наблюдения над «вещными коннотациями» концепта happiness, как представляется, позволяют говорить, прежде всего, об адъективном характере его лексикализации, определяющем вектор метафоризации: перенос имен со свойств душевного состояния на причину, это состояние вызывающую.
Можно также отметить относительную бедность метафорического представления имени счастья-существительного в английском языке, отсутствие у него ассоциаций, связанных с выделимыми в языке фелицитарными концепциями.
Образные ассоциации счастья в английском языке в основном универсальны для эмоциональной области в целом (метафоры «жидкостная» и «верха-низа»), из специфических метафор здесь выделяется катахрезный перенос имени интенсивной положительной эмоции на сугубо отрицательные явления (утрату зрения, бремя, смерть и пр.).
 

Литература

Апресян 1993 - Апресян Ю.В., Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 27–35.
Арутюнова 1998 - Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1998.
Голованивская 1997 - Голованивская М. К. Французский менталитет с точки зрения носителя русского языка. М., 1997.
Лакофф-Джонсон 1990 - Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990. С. 387–415.
Ляпин 1997 - Ляпин С. Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Научные труды Центроконцепта. Вып. 1. Архангельск, 1997. С. 11–35.
Ортега-и-Гассет 1990 - Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры. // Теория метафоры. М., 1990, С. 68–81.
Успенский 1979 - Успенский В.А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Семиотика и информатика. Вып. 11. М., 1979.
Чернейко 1995 - Чернейко Л.О. Гештальтная структура абстрактного имени // Филологические науки. 1995. № 4. С. 73–83.
CC 1995 - Collins Cobuild English Dictionary. L.: HarperCollins Publishers, 1995.
L 2000 - Longman Dictionary of Contemporary English. Burnt Mill, Harlow: Longman Group Ltd., 2000.
WNW 1995 - Webster’s New World Dictionary of the English Language. NY: Simon &Schuster, 1995.