Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал
В. Е. Калганова

ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ В РУССКИХ КОМЕДИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин)

(Другой XVIII век. Материалы третьей научной конференции по проблемам литературы и культуры. - М., 2002)


 
Стремясь расширить содержательное пространство драматического произведения, авторы в ряде случаев выводят на сцену некоторые неопределённые множества персонажей, "привязанных" к основным героям, создающих ту атмосферу, в которой живут, совершают свой сценический путь, которым дышат эти герои. Однако и в этом случае рамки сцены ограничивают возможности адекватного воплощения действительности на сцене. Именно поэтому в тексте драматического произведения и появляются внесценические персонажи.
Вся история драматического искусства может в определённой мере рассматриваться как история конкретных сценических персонажей, их типов и целых систем, представленных в тексте, включённых в действие, которое развёртывается на театральных подмостках. Поэтому именно в названной сфере прежде всего развёртывается исследовательская работа философов, театроведов. В отношении внесценических персонажей дело обстоит совсем наоборот. Совершенно очевидно, что в силу этого многие особенности трагедии, драмы, комедии, нередко имеющие существенное значение для понимания специфики сценического искусства, или выпадают из поля зрения исследователей, или не получают той доли внимания, на которую вправе рассчитывать.
Конечно же, сходство персонажей внесценических со сценическими представляется очевидным; и те и другие входят в текст драматического произведения, используются автором для реализации художественного замысла, сюжетных ходов, создании содержательного пространства трагедии, драмы, комедии.
Драматургия гоголевского "Ревизора" строится не только на взаимоотношениях сценических Хлестакова и действующих на сцене чиновников, купцов и т.д., но и на отношениях, например, с душой Тряпичкиным, судьбу, характер чеховского Лопахина помогают понять не только сценические Раневская, Гаев, но и не появляющийся на сцене отец Лопахина.
Разумеется удельный вес тех и других персонажей в тексте драматического повествования далеко не одинаков. Теоретически можно представить драматическое произведение (особенно малых форм) без персонажей внесценических, а без сценических оно невозможно, ибо оно и есть способ, форма существования персонажей сценических.
Принципиальные различия между сценическими и внесценическими персонажами сводятся, как минимум, к следующему:
1. Сценические - персонажи, действующие на сцене, данные зрителю в непосредственном восприятии, что создаёт иллюзию адекватного изображения действительности. Внесценические на сцене не появляются, оставаясь за кадром, зрителю в непосредственном восприятии они не даны. В перечне действующих лиц, составленном автором, они, естественно, отсутствуют.
2. Характеристики сценических персонажей осуществляются двумя путями:
а) авторскими замечаниями, представленными в ремарках, авторских советах актёрам. Замечания эти могут быть предельно краткими. Например: "Кий, князь Российский" (А.П. Сумароков. Хорев); "Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казённом месте. Софья, дочь его" (А.С. Грибоедов. "Горе от ума"). Вместе с тем встречаются и более подробные квалификации. Они не входят обычно с именем персонажа, включённым в перечень действующих лиц, а выступают в качестве элемента, входящего в состав отдельной части текста пьесы. Пример:
 
"Характеры и костюмы. Замечания для господ артистов. Городничий, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого, начавшего тяжёлую службу с нижних чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с пуговицами и в ботфортах со шпорами…" (Н.В. Гоголь. "Ревизор". Ср. в перечне действующих: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий).
 
б) высказываниями, включёнными в речевые партии сценических персонажей: здесь возможны:
- автохарактеристики : например :
 
Фамусов:
Нет! Я перед роднёй, где встретится ползком:
сыщу её на дне морском.
При мне служащие чужие очень редки;
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой
(А.С. Грибоедов. "Горе от ума")
 
- характеристики других персонажей, как сценических:
 
"Хлестаков:
Во - первых, городничий глуп, как сивый мерин…"
(Н.В. Гоголь "Ревизор");
 
- так и внесценических:
 
"Репетилов:
Без дальних я историй
Скажу тебе, во-первых, князь Григорий!
Чудак единственный! нас со смеху морит!
Век с англичанами, вся английская складка,
И так же он сквозь зубы говорит,
И так же коротко обстрижен для порядка"
(А.С. Грибоедов "Горе от ума")
 
Характеристики же внесценических персонажей даются только в репликах сценических героев.
Тема "внесценические персонажи" настолько обширна, что потребуется немало усилий для её достаточно полного, объективного освещения, потребуются немалые усилия различных специалистов: филологов, театроведов и т.д. В настоящей работе автор предпринял попытку рассмотреть два вопроса:
1. Природа, значение и назначение внесценических персонажей.
2. Внесценические персонажи в пьесах А.П. Сумарокова " Тресотиниус" и " Лихоимец" и Д.И. Фонвизина "Недоросль".
Одной из важных особенностей внесценических персонажей является незамкнутость их систем, как в принципе, так и в тексте отдельного конкретного произведения. Хотя они могут присутствовать в тексте относительно небольшим числом (см., напр.: А.С. Пушкин " Моцарт и Сальери"), однако, в соответствии с авторским замыслом, они могут фигурировать в форме неопределённых множеств, число элементов которых может быть очень значительным. См., напр.:
 
" Чацкий:
… Но кто б тогда за всеми не повлёкся,
Когда из гвардии, другие от двора
Сюда на время приезжали,
Кричали женщины ура
И в воздух чепчики бросали"
(А.С. Грибоедов. "Горе от ума").
 
По отношению к действительности внесценические персонажи можно подразделить на две группы:
1. Реальные исторические лица, их имена и деяния зафиксированы в документах, воспоминаниях современников, в их собственных воспоминаниях и т.д. Например:
 
"Моцарт:
Да! Бомарше ведь был тебе приятель"
(А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери").
 
Сюда же можно отнести те случаи, когда персонаж по имени не назван, но его реальный прототип легко угадывается как современниками автора, так нередко, и читателями последующих поколений. Типичный пример - слова Репетилова, в которых упоминается представитель кружка, о котором Репетилов рассказывает Чацкому:
 
"Репетилов:
Но голова у нас, какой в России нету
Не надо называть узнаешь по портрету!
Ночной разбойник, дуэлист,
В камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист"
(А.С. Грибоедов. "Горе от ума").
 
В этом портрете и сам прототип, граф Толстой - американец, знаменитый авантюрист; и современники его и автора "Горя от ума" сразу узнали не названную по фамилии личность.
2. Персонажи, созданные творческой фантазией автора. Они могут быть представлены двояко:
а) с соответствующими личными именами. Например:
 
"Городничий:
Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филипович, знаете"
(Н.В. Гоголь "Ревизор");
 
б) без упоминания личных имён, но обычно с указанием на социальный статус, родственные отношения и т.п. Например:
 
"Барон:
Тут есть дублон старинный… вот он. Нынче
Вдова мне отдала его, но прежде
С тремя детьми полдня перед окном
Она стояла на коленях воя" (А.С. Пушкин "Скупой рыцарь").
 
Совершенно очевидно, что степень влияния того или иного внесценического персонажа на развитие сценического действия далеко не одинакова. Они могут привлекаться автором в структуру отдельного эпизода без влияния на последующие события. Например:
 
"Фамусов:
Постой же. - На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Фёдоровне в дом
Во вторник зван я на форели".
 
В других случаях внесценические персонажи определяют в пьесе весь ход событий. Таков в "Каменном госте" Командор. В "Ревизоре" чиновник из Петербурга, посланный проверить действия властей городка, где бесчинствуют Городничий и его "команда", до сцены так и не добирается, но тень его незримо присутствует в тексте, в спектакле и является главной пружиной, движущей сценическое действие от начала до развязки.
Таким образом, сценические персонажи - важный элемент в структуре драматического произведения. Попытаемся показать это на примере двух пьес А.П. Сумарокова - комедий "Тресотиниус" и "Лихоимец" и пьесы Д.И. Фонвизина "Недоросль".
"Тресотиниус"(1750) - первая из двенадцати комедий драматурга, увидевших свет, первая русская комедия, та точка, от которой идёт отсчёт истории внесценических персонажей в русской комедиографической традиции. В небольшой по объёму пьесе список действующих лиц относительно невелик - десять человек ( ещё один персонаж, сержант, участвует в сценическом действии, хотя в списке действующих лиц почему-то не указан). Число же внесценических персонажей намного больше. Они упоминаются свыше двадцати раз, причём несколько раз - как неопределённые множества: одни из них связаны с "малым миром" - домом Оронта, его семьёй, другие выводят сценическое действие в "мир большой"; соединяя частное с широкой социальной действительностью, представляя зрителю в частных, личных судьбах общества с законами его функционирования и развития, помогая драматургу "издёвкой править" несовершенства современного ему социального строя.
Особый интерес в этом отношении вызывают два внесценических образа.
Первый включён в своеобразную микропьесу внутри "Тресотиниуса", посвящённую капитану Брамарбасу. История государства российского сложилась так, что военное сословие всегда играло в ней одну из важнейших ролей - роль защитника Родины. Почти непрерывные войны с врагами внешними сформировали тип, характер российского воина, не щадившего живота своего в сражениях "за веру, царя и отечество".
В соответствии с заданным ему автором характером, капитан, появляясь на сцене, говорит о своей силе, доблести, перечисляет свои подвиги в таких тонах:
 
Брамарбас:
Я тебе объявлю. Некогда пришло мне в лоб пушечное ядро, хотя и на излёте, которое меня с места не сдвинуло, а я его ухватил, бросил назад и им человек с десять побил. В другорядь остановил я один целой полк. Третье моё дело: одним взмахом ссёк я двадцать голов. Четвёртое моё дело: кулаком проломил я городскую стену…
 
Уже сами по себе подобные декларации, напоминая хвастливые рассказы знаменитого враля барона Мюнхаузена хорошо показывают истинную цену Брамарбаса. Но тем не менее Сумароков ещё более усиливает отрицательную характеристику Брамарбаса, вводя в пьесу внесценический образ пьяного солдата. Сержант, сопровождающий капитана, напоминает:
 
Сержант:
А пятое ваше дело, помнится мне, то, что мы, бежав от пьяного солдата, в беспамятстве бросились в реку и чуть было не утонули.
 
Другая комедия "Лихоимец", также проста по сюжету, невелика по количеству сценических персонажей (их всего шесть). Большую роль, однако, играют в ней внесценические персонажи, число которых, по нашим подсчётам, достигает нескольких десятков.
Разумеется, не все они одинаково значимы для развёртывания драматического действия, но, один из них представляется настолько значительным, что заслуживает подробного о нём разговора. Персонаж этот - Колчулай. Он появляется в разговоре лихоимца (Кащея) с Леандром. Кащей говорит:
 
Кащей:
Колчулай, плут… Крючкотворец и вор!…Который крадёт…животное!…Который на заборах пасквили прибивает… Который судя колодников, у них просил за освобождение их от смертной казни сахару, изюму и винных ягод!… Который средь улицы вскочив на суму кареты, сорвал у некоторой девицы с руки перстень… (д. 2, явл. 7).
 
По ходу пьесы видно, что Кащей далеко не ангел. Он скряга, жулик, не брезгающий мелким воровством, нравственно растлевающий своих слуг. Но даже он выглядит почти невинным младенцем, по сравнению с Колчулаем, Благодаря этому, драматург расширяет круг действительности отразившейся в пьесе.
Второй драматург, комедии которого играли в истории русской литературы одну из важнейших ролей - Д. И. Фовизин. Он пришёл в русскую драматургию позднее А.П. Сумарокова и в некотором смысле пошёл дальше своего знаменитого предшественника. Лучшее подтверждение этого - знаменитая комедия "Недоросль", в которой решение поставленных автором задач осуществлялось также не только с помощью сценических, но и внесценических персонажей. Одним из таких персонажей является молодой граф, о котором Стародум рассказывает Правдину:
 
"Стародум:
…Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом, которого имени я и вспомнить не хочу… Он был воспитан в большом свете…В самое то время, когда взаимная наша дружба утверждалась, услышали мы нечаянно, что объявлена война: Я бросился обнимать его с радостию. "Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдём тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина…" Вдруг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо : "Счастливый тебе путь", - сказал мне… Ни с чем нельзя сравнить презрение, которое ощутил я к нему в ту же минуту…" (д. 3, явл. 1)
 
Стародум, воспитанный в благородных традициях отечественного дворянства, о котором (в лучшей его части) так хорошо писал А.С. Пушкин в известной статье "О дворянстве", с гневом говорит о трусливом, забывшем о гражданском долге "папенькином сынке", показывая, что и в первом российском сословии были люди позорившие отчизну.
Рассмотренный материал позволяет сделать некоторые предварительные выводы:
1. В реализации авторского замысла драматического произведения, большую и важную роль играют внесценические персонажи. Особенно интересна эта роль в комедиях, через которые пролегла одна из важнейших линий формирования русского реализма.
2. Уже в комедиях XVIII века число таких персонажей заметно превосходит число персонажей сценических, усиливая художественный эффект драматического произведения.
 

Источник текста - Французская литература XVII-XVIII вв. Сайт Натальи Пахсарьян.