Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

Т. Г. Мякин

ПРАГМАТИКА ГОМЕРОВСКОГО ЭПОСА

(Менеджмент, право, культура. - Новосибирск, 1998. С. 104-107)


 
Вопрос о ситуации высказывания применительно к поэмам Гомера представляется сейчас наименее изученным в гомеристике. Зарубежные исследовательские школы (текстология В. Шадевальдта, школа "устной поэзии" М Парри) сосредотачивали своё внимание, по преимуществу, на разрешении традиционных проблем гомероведения, сформулированных ещё А. Вольфом в его знаменитых "Пролегоменах". Между тем, апробировать на "ископаемом материале" теоретические и практические наработки коммуникативной прагматики (Т. А. Ван Дейк, В. Кинч) представляется весьма любопытным. В своём докладе автор отталкивается, в основном, от наблюдений над текстом обеих поэм, которые были созданы И. М. Тронским в его посмертном труде (5, с. 112, 117). Автор рассматривает вопрос следующим образом.
Уникальное многовековое единство гомеровской традиции ставит вопрос как о едином авторе (Гомере), так и о специфике эпической коммуникации. Речь идёт, во-первых, об общекультурных знаниях (мнениях, обычных для общностей, где творили носители эпоса), во-вторых, о социокультурных ситуациях, востребовавших эпическую коммуникацию, в-третьих, о коммуникативных ситуациях, целях коммуникативного взаимодействия "певец - слушатели" в актуальном референциальном контексте этого взаимодействия (3, с. 55).
Ионические полисы - г. Смирна, о. Самос, о. Хиос в VIII - VII вв. до н. э. (время создания "Илиады" и "Одиссеи") - быстро богатеющие общества с кланово-аристократической организацией социума и, вместе с тем, с высокой горизонтальной мобильностью всех его слоёв (4, с. 41).
На основании работ ведущих историков и культурологов Петербургской антиковедческой школы (Э. Фролов, А. Зайцев, А. Герцман) автор делает вывод, что сама возможность возникновения литературных, т. е. многофункциональных текстов, равно как и других феноменов древнегреческой культуры (атлетические и мусические состязания) связана с деятельностью разбогатевшей аристократической верхушки, ставившей задачи укрепления своих позиций в условиях стремительного распада общинной системы (7, с. 2).
Так, Гесиод с большим достоинством повествует, как он ездил в Халкиду на состязание аэдов, устроенное в честь погибшего в бою с эритрейцами царя Эвбеи Амфидаманта (Hes. Oret. Dies 655 - 660).
На основании ряда важных свидетельств автор считает возможным констатировать, что возникновение такого внутренне единого свода рапсодий, каким являются поэмы Гомера, могло быть итогом достаточно длительной и интенсивной коммуникации "аэд - басилей". Цели аэда в эпической коммуникации (в силу очевидной зависимости его от коммуниканта) представляются весьма разнообразными.
Во-первых, это - "ублажение слуха" басилея. На уровне лексики данная цель проявляется в эпитетах басилеев - героев поэм, "пастух народов" (πομηνλαων) Агамемнон, "многоумный" (πολυμεχανος) Одиссей, "быстрый ногами" (ποδαζοκυς) Ахиллес и т. п. Доблесть "богорождённых" (διογενεες) и "воспитуемых богами" (διοιρεφεες) обращает в бегство самого Ареса (Е, 363 - 366). Боги дивятся единоборству Гектора и Аякса, как если бы то была битва титанов (Н, 443). В доме басилея всё прекрасно и "божественно", включая рабов-свинопасов (Т, 1 и сл.).
Однако этим цели аэда не исчерпываются. Его задача - развлекая, поучать. Морально-дидактическая сверхзадача для аэда заключается в следующем: воспитать "правильного" басилея (6, с.209). Трудно объяснить иначе тот факт, что морально-дидактическая в своей основе повесть о "Гневе Ахиллеса" стала сюжетным ядром такой многосторонней по своему содержанию поэмы, как "Илиада".
Другая цель аэда - образовать басилея. Поэмы переполнены, разной степени актуальности, мифологическими, географическими, генеалогическими сведениями. Причём точность Гомера не раз одаряла археологию выдающимися открытиями (Г. Шлиман).
Важной составляющей воспитательной задачи аэда было привить басилею уважение к творчеству аэдов и "запрограммировать" аристократа на щедрый дар нищему певцу. Ряд эпизодов "Одиссеи" красноречиво о том свидетельствует (1, 43-54, 89-90).
В конце доклада автор делает следующие выводы. С точки зрения теории коммуникативного акта эпическую коммуникацию можно определить как развёрнутый монолог "аэд - басилеи". Этот монолог универсален по содержанию и преследует три главные цели:
1) образовать басилея в морально-нравственном и интеллектуальном отношении;
2) "усладить слух" басилея;
3) расположить басилея к данному аэду и аэдам вообще.
 

Литература

1. Momevs ILIAS (VON La Rosche): T. I - VI. - Berlin, 1870.
2. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992. - Т. 1.
3. Ван Дейк Т. А. Язык. Понимание. Коммуникация. - М., 1989.
4. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII - VI до н. э. - Л., 1985.
5. Тронский М. И. Вопросы языкового развития в античном обществе. - Л., 1973.
6. Йегер В. Пайдейя (Воспитание античного грека). - М., 1995.
7. Фролов Э. Рождение греческого полиса. - Л., 1988.
8. Вересаев В. Эллинские поэты. - М., 1963.