Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

В. П. Завьялова

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ССОРЕ МЕЖДУ КАЛЛИМАХОМ И АПОЛЛОНИЕМ РОДОССКИМ

(Индоевропейское языкознание и классическая филология - X. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И. М. Тронского. - СПб., 2006. - С. 93-94)


 
I. Древнейшими свидетельствами традиции, утверждающей, что на каком-то этапе между Каллимахом и Аполлонием Родосским возникли серьезные разногласия, являются схолии к жизнеописанию Аполлония и статья о Каллимахе в словаре «Суда». В первом случае К. Вендель, издававший схолии к Аполлонию, обратил внимание на логический разрыв во фразе схолиаста, справедливо полагая, что схолия содержит лакуну, а сообщение схолиаста можно толковать так: Аполлоний дружески общался со своим учителем Каллимахом до тех пор, пока сам не обратился к написанию поэмы. С другой стороны, в словаре «Суда» в статье о Каллимахе в перечне его произведений называется поэма «Ибис», которая до нас не дошла, но которая, в отличие от всех перечисленных в статье произведений, имеет краткую и выразительную характеристику. Автор пишет, что «Ибис» - «поэма искуснейшая (ποίημα 'επιτετηδευμένον)», в ней завуалированно (ε'ις 'ασάφειαν) и резко отрицательно (καί λοιδορίαν) говорится о некоем Ибисе (ε'ις τινα 'Ιβιν), являющемся врагом Каллимаха (γενόμενα 'εχθρόν του Καλλιμάχου), и этим врагом был Аполлоний, написавший «Аргонавтику» (ην δέ ουτος 'Απολλώνιος 'ο γράψας τά Αργοναυτικά).
II. В науке собрано немалое количество фактов, говорящих об острой литературной полемике между двумя выдающимися александрийскими поэтами. Но касалась ли эта полемика только Каллимаха и Аполлония или в спор были вовлечены и другие поэты; были ли расхождения между учителем и учеником основаны только на различном понимании традиции и новаторства, поэтического мастерства и стиля в поэзии и не сыграли ли свою роль причины личного свойства - на все эти вопросы вряд ли можно будет ответить исчерпывающим образом, и они по-прежнему остаются дискуссионными. Задачей данного сообщения является обратить внимание на некоторые обстоятельства и детали ссоры, известные из словаря «Суда», но которые, насколько нам известно, реже других попадают в поле зрения исследователей.
III. О поэме Каллимаха «Ибис» мы можем судить по Овидию, который во время ссылки (8-17 гг. н.э.) обращается к написанию поэмы-инвективы против неназванного поэта и называет свою поэму также «Ибис». Почему и насколько «Ибис» Каллимаха послужил образцом для Овидия, можно судить лишь предположительно. Ясно лишь, что вслед за Каллимахом «Ибисом» Овидий называет своего недруга, которому он желает испытать всевозможные казни и муки, проклиная и его жизнь, и его смерть.
IV. Но почему у Каллимаха ибис - Аполлоний и каким образом многочисленные проклятия могут быть связаны с этой птицей? Ведь известно, что ибис, знаменитая птица, в Египте считалась священной, воплощением бога Тота, который изображался с головой ибиса. С прилетом ибиса египтяне связывали разлив Нила, ибисы истребляли мелких змей (Herodot. II, 75) и т.д. Известно, что в святилище Тота в Гермополисе селекции ибисов, уходу за ними уделяли большое внимание; были специальные галереи, где ибисов хоронили после их смерти, предварительно мумифицировав и т.д.
Ибисы хорошо известны в греческой традиции. О них пишут Элиан (Aelian. De animal. Nat. 10, 12); Аристофан (Arph. Av. 1296) и др. Особого внимания заслуживают сообщения об ибисах Страбона (Strab. XVII, 823) и Аристотеля (Arst. Hist. animal. 9, 27). Оба источника подчеркивают, что в древнем Египте особой популяции достигли два вида ибисов - белые и черные. (В современной орнитологии известно более 30 видов ибисов). Священный ибис (ibis religiosa) - белого цвета (родиной его является Африка, в настоящее время встречается редко). Черный ибис, как пишет Страбон (Strab. XVII, 824), грязен, «подбирает всяких вредных животных и отбросы в мясных лавках и пекарнях».
V. В поэме Овидия эксплицитно выражено, что имеется в виду черный ибис, и насколько оскорбительным могло быть сравнение именно с черным ибисом, можно судить по стихам Овидия - Ибис, 449-450.
VI. Все это, конечно, не нарушает стройных доказательств литературной полемики между Каллимахом и Аполлонием Родосским, но что чему предшествовало - личная ссора или литературные выпады - остается загадкой.
 

Источник текста - сайт Института лингвистических исследований.