Э. Кассирер
СИЛА МЕТАФОРЫ
(Теория метафоры. - М., 1990. - С. 33-43)
Примечания
1. Herder J. G. Über den Ursprung der Sprache. - Sämtliche Werke, Bd. 1 - 33. Hrsg. von B. Suphan. Berlin, 1877 - 1913, Bd. V, S. 53 .
2. Schelling F.W.J. Einleitung in die Philosophiу der Mythologie. - Sämtliche Werke, Abt. 2: Bd. 1 - 4, Stuttgardt - Augsburg, 1856-1861, Bd. I, S. 52.
3. Müller M. Das Denken im Lichte der Sprache. Leipzig, 1888, S. 304 и сл., особенно S. 443 и сл. См. также: Max Müller. Lectures on the science of language, vol. II. London, 1873, p. 368 и сл.
4. Werner H. Die Ursprünge der Metapher. Leipzig, 1919, особ. Кар. 3; S. 74 и сл.
5. Usener H. Göternamen. Versuch einer Lehre von der religiösen Begriffsbildung. Bonn, 1896, S. 3.
6. Jambliсh Ch. Protreptichos. p. 108, 3. - Цит. по: Deubner T. Magie und Religion. Freiburg, 1922, S. 8.
7. См.: Parkinson O. Dreissig Jahre in der Südsee, S. 7. - Цит. по: Werner U. Ursprünge der Metapher, c. 56.
8. Ср. мою работу: Die Begriffsform im mythischen Denken. Leipzig, 1922, S. 16 и cл.
9. См.: Mannhardt J. W. Wald und Feldkulte. Berlin, 1904/1905, S. 212 и cл.
10. См.: Preuss К. Т. - In: Globus, t. 87, S. 381; cp. "Die Nayarit-Expedition", I, S. XLVII и сл.
11. Это тем более существенно, что для мифологическо-магического мышления невозможно простое изображение, каждый образ воплощает "суть" вещи, то есть ее демона или ее "душу". Ср., например: Budge Е. A. W. Egyptian Magic. London, 1900, p. 65. "Выше говорилось, что имя или эмблема либо изображение бога или демона может стать амулетом, наделенным силой для зашиты того, кто его носит, и что такая сила действует до тех пор, пока существует материал, из которого они сделаны, если имя, эмблема или изображение не стерлись. Но египтяне сделали шаг вперед, поверив в возможность передачи фигуре мужчины, женщины или животного души того существа, которое эта фигура представляет, со всеми его качествами и атрибутами. Статуя бога в храме содержала в себе дух соответствующего бога, и с незапамятных времен египтяне верили, что в любой статуе и фигуре заключен "дух". Подобная вера и сегодня жива у "примитивных" народов. Ср., например: Hetherwick B. Some animistic beliefs among the Yaos of British Central Africa. - "Journal of the Anthropological Institute of Great Britain and Ireland", vol. XXXII, 1922. Автор пишет: "Фотокамера вселяла сначала страх, и, когда ее направляли на группу туземцев, они с криками ужаса рассыпались во всех направлениях... В их представлениях lisoka 'душа' была соединена с chiwilili 'изображением', и перенесение ее на фотопластинку влекло бы за собой болезнь или смерть тела, лишенного тени" (с. 89 и сл.).
12. Preuss К. Т. Die geistige Kultur der Naturvölker. Leipzig, 1914, S. 10.
13. Usener H. Op. cit., S. 85 и сл., 114.
14. Подробнее см.: Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen, Bd. 1-3. Berlin. 1923 - 1929, Bd. 2, S. 54 и сл.