П. Серио
ЯЗЫКОЗНАНИЕ РЕСЕНТИМЕНТА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
(Политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2012. - № 3 (41). - С. 186-199)
1. ЗАЧЕМ ТАК СТРАДАТЬ?
1.1. Наши предки-этруски, или мечта о родственной связи
1.2. Теория заговора
1.3. Местные жители: автохтонизм и протохронизм
2. ЗАГАДКА СХОДСТВ
Древнегреческий язык так походит на гегский диалект Северной Албании, что можно принять одно за другое |
[Aref 2003: 9]. |
2.1. Полигенизм и антидарвинизм
2.2. "Этим - ология", или доказательство через название
2.3. Исконный язык как универсальный метаязык
3. ПОСТУЛАТ КОССИННЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: СЕМИОТИЧЕСКИЙ УЗЕЛ
Примечания
1. Ресентимент (фр. ressentiment 'злопамятность, озлобление') - философский термиquot;), бессильную зависть. Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к "врагу" приводит к формированию системы ценностей, которая отрицает систему ценностей "врага". Субъект создает образ "врага", чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи. Ресентимент является более сложным понятием, чем "зависть" или "неприязнь". Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали. Согласно "Словарю иностранных слов", ресентимент также означает "тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе" (Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев. 2006. Цит. по: [Википедия]).
2. "Новая парадигма" - выражение, возникшее в различных странах Центральной и Восточной Европы, а также в кругу уралистов в Финляндии и среди таких эпиграфистов в России, как В. Чудинов. В этой статье я буду использовать это выражение для обозначения совокупности трудов, предлагающих любой радикальный пересмотр идей, повсеместно принятых в диахронической лингвистике. Эта внезапно появившаяся совокупность трудов, на первый взгляд, состоит из разрозненных произведений. Они написаны людьми, либо не знакомыми с сочинениями друг друга, либо, по меньшей мере, не ссылающимися друг на друга. Однако эта совокупность трудов представляется мне удивительно однородной, настолько однородной, что я считаю возможным изучение ее как единого целого и выявление явно выраженных общих черт. Далее я буду называть "инновационистами" всех исследователей, ученых и псевдоученых, которые заявляют о своей принадлежности к Новой парадигме.
3. Интерпретация истории в стиле "здесь-спал-Джордж-Вашингтон" (англ.). Одна из наиболее популярных шуток в США. Основана на том, что слишком многие провинциальные городки в целях привлечения туристов охотно продемонстрируют ту самую кровать, на которой якобы спал Дж. Вашингтон. Эта шутка легла в основу комедии "Здесь спал Джордж Вашингтон" (1942), сюжет которой строится на том, что Билл и Конни Фуллер - супружеская пара из Нью-Йорка - покупают полуразрушенную ферму только потому, что там якобы "спал Джордж Вашингтон". (прим. перев.)
4. Для чешского писателя Милана Кундеры Россия находится не в Восточной Европе, а в Западной Азии. Система координат приобретает аффективную и символическую нагрузку, значительно более сильную, чем при позитивистском видении географии.
5. Леон Поляков говорит по этому поводу о "мегаломании" [Poliakov 1990: 14]. Я думаю, что лучше подходят поняти>
6. Эта странная датировка происходит из "Новой хронологии" Носовского и Фоменко (1996), которые сокращают историческое время на период около тысячелетия. Размеры статьи не позволяют развить тему измышлений русского математика, выступившего историком.
7. "Все идеи, которые можно выразить одним и тем же звуком или последовательностью схожих звуков, имеют одно и то же происхождение и связаны между особой определенным, более или менее очевидным соотношением вещей, существующих всегда, или существовавших ранее, постоянно или случайно" [Brisset 1900].
8. "Los von Rom!" ("Порвем с Римом!") - лозунг движения фолькиш (Völkisch).
9. "Дело Сокала", известное в России как "мистификация Сокала", - шутка, разыгранная специалистом по математической физике Аланом Сокалом, профессором физики из Нью-Йоркского университета, в конце 1994 г. написавшего сатирическую статью под названием "Преступая границы: к вопросу о трансформативной герменевтике квантовой гравитации". В своей статье Сокал, обсуждая некоторые из текущих проблем математики и физики, переносит, в абсолютно ироничном ключе, их следствия в сферу культуры, философии и политики в расчете привлечь внимание модных академических комментаторов, подвергающих сомнению притязания науки на объективность. Статья представляла собой искусно написанную пародию на современные философские междисциплинарные исследования и была лишена какого-либо физического смысла. Сокал послал статью в журнал "Social Text", который опубликовал ее в специальном выпуске, посвященном научным войнам. Мистификация была раскрыта самим Сокалом в статье в майском номере другого журнала, "Lingua Franca", в которой он объяснил, что его статья в "Social Text" была "обильно приправлена полной чепухой" и, по его мнению, была опубликована только потому, что хорошо выглядела и льстила "идеологическим предубеждениям" редакторов [по статье из Википедии].
10. Название этого труда основано на игре слов - каламбуре: прочти означает 'читай!', а чти - 'уважай!'. Смысл уважение скрыт в слове, означающем чтение.
Литература
1. Азов А. Арии, Славяне, Русь. - М. : Полиграфиздат, 2007.
2. Википедия : электр. энцикл. URL: http://ru.wikipedia.org/.
3. Всемирная история. - М. : Гос. изд-во полит. литературы, 1957. Т. 3.
4. Губерначук С. Як гул столить, як шум вiкiв - рiдна мова. - Киiв : Blic
inform, 2002.
5. Дешериев Ю. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы
происхождения и исторического развития горских народов. - Грозный, 1963.
6. Карцевский С. О. Язык, война и революция. - Берлин, 1923. // Из лингвистического
наследия. [Переизд.]. - М. : Языки русской культуры, 2000. С. 215-267.
7. Клубков П. А. Формирование петербургской традиции лингвистической русистики
(XVIII - начало XIX в.). - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.
8. Марр Н. Я. Избр. тр. - Л. : ГАИМК, 1936. Т. 2 : Основные вопросы языкознания.
9. Марр Н. Я. Чуваши - яфетиды на Волге. - Чебоксары : Чуваш. гос. изд-во,
1926.
10. Никольский В. К, Яковлев Н. Ф. Основные положения материалистского учения
Н. Я. Марра о языке // Вопросы философии. 1949. № 1. С. 265-285.
11. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Империя. - М. : Факториал, 1996.
12. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней истории
Руси, Англии и Рима. -М. : Деловой Экспресс, 2001.
13. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю.
- М. : ACT, 1999.
14. Рiзниченко О. Спадщiна тисячолiть. - Одесса, 2001.
15. Саткавичюс Э. Галльские языки. - Kaunas : R. Belovo leidykla, 1999.
16. Серио П. Структура и целостность. Об интеллектуальных истоках структурализма
в Центральной и Восточной Европе. 1920-30-е годы. - М. : Языки славянской
культуры, 2001.
17. Тимазин Д. Прочти тайну языка [10]. - М. : Белые альвы, 2008.
18. Тредьяковский В. К. Соч. : в 3 т. - СПб., 1849.
19. Удалова С. Предисловие // Тимазин Д. Прочти тайну языка. - М. : Белые
альвы, 2008. С. 4.
20. Ужахов З. Альпийский лабиринт древних языков Европы: от Албании до Альбиона.
- М. : URSS, 2008.
21. Чудинов В. А. Канун научной революции в области историографии. 2007. URL:
http://chudinov.ru/kanun-nauchnoy-revolyutsii-v-oblasti-istoriografii/.
22. Шилов Ю. Праславянская Аррата. - Киев : Аррата, 2003.
23. Angenot M. Les idéologies du ressentiment. - Montréal : XYZ, 1996.
24. Applegate C. A Nation of Provincials: the German Idea of Heimat. - Berkeley
: Univ. of California Pr., 1990.
25. Aref M. Albanie (Histoire et langue), ou l'incroyable odyssée d'un peuple
préhellénique. - P. : Mnémosyne, 2003.
26. Aref M. Grèce, ou la solution d'une énigme. - P. : Mnémosyne, 2004.
27. Aref M., s. d. URL: http://www.passion-histoire.net/n/www/viewtopic.php?f=81&t=11328.
28. Auroux S. La philosophie du langage. - P. : PUF, 1996.
29. Babeş M. Renaşterea Daciei? = Возрождение даков // Observator Cultural.
2001, n° aout. URL: http://www.observatorcultural.ro/Renasterea-Daciei*articleID_9072-articles_details.html.
30. Bopp F. Vergleichende grammatik des sanskrit, zend, griechischen, lateinischen,
litthauischen, gothischen und deutschen. - Berlin, 1833. Фр. пер.: Bréal M:
Grammaire comparée des langues indo-européennes. - P., 1866.
31. Briquel D. Préface // а Aref. 2003.
32. Brisset J.-P. La grande nouvelle. - P. : Chamuel, 1900.
33. Childe G. The Aryans: A Study of Indo-European Origins. - L. : Keagan
Paul, 1926.
34. Densuşianu N. Dacia preistorica = Первобытная Дакия. - Bucureşti, 1913.
35. Eco U. La recherche de la langue parfaite dans la culture européenne.
- P. : Seuil, 1994.
36. Fischer S. A propos de vieilles lunes // Le Genre humain. 1996. № 27 :
L'ancien et le nouveau. P. 99-106.
37. Genette G. Mimologiques. Voyage en Cratylie. - P. : Seuil, 1976.
38. Ismael T. Introductory Foreword // in Šavli et al. 1996. P. XI-XII.
39. Kossinna G. Die Herkunft der Germanen. Zur Methode der Siedlungsarchäologie.
- Würzburg : Kabitzsch, 1911.
40. Leibniz G. W. Nouveaux Essais sur l'entendement humain. - P. : Flammarion,
1990.
41. Moret S. L'eurasisme comme idéologie du ressentiment // Contributions
suisses au XIVe congrès mondial des slavistes à Ohrid, septembre 2008 / P.
Sériot (?d.). - Bern : Peter Lang. P. 177-196.
42. Pierssens M. La tour de babil, Paris : Minuit, 1976.
43. Poliakov L. Reves d'origine et folie des grandeurs // Les langues mégalomanes,
Le Genre Humain. 1990. № 21. P. 9-23.
44. Šavli J., Bor M., Tomažič I. Veneti. First Builders of European Community.
Tracing the History and Language of Early Ancestors of Slovenes. - Wien :
Editiones Veneti ; Boswell (British Columbia, Canada) : A. Škerbine, 1996.
45. Tomažič I. Foreword // in Šavli et al. 1996. P. XIV-XVI.
46. Wolff L. Inventing Eastern Europe. The Map of Civilization on the Mind
of the Enlightment. - Stanford, California : Standford Univ. Pr., 1994.