С. А. Шаповал
ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКА КАК ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
(Русский язык в современной школе. Ежегодный сборник научно-методических материалов. - М., 2008. - С. 43-53)
О осле и коне
Баллов
|
|
Отмечены только явные грамматические архаизмы |
3
|
Отмечены рече к, скончайся, трудех, пособствует, житии |
2
|
Отмечены возми, бремя, случись |
1
|
Доп. комментарии, правильные |
1
|
О жабах
Баллов
|
||
Отмечены только явные грамматические архаизмы |
3
|
|
Отмечены во, весне, езеру, друже, приступати |
2
|
|
Доп. | Русское/старославянское |
1
|
Доп. комментарии, правильные |
1
|
О самомнители
Баллов
|
||
Отмечены только явные грамматические архаизмы |
3
|
|
Отмечены истилну, ложьно, суетьно |
2
|
|
Доп. | Античная басня переведена на славянский язык |
1
|
Доп. комментарии, правильные |
1
|
О елене и лве
Баллов
|
|
Подчеркнуты только глагольные формы. Не считать ошибками подчеркивание яко, лютеишему |
3
|
Плюс подчеркнуты в руце, мнози, человецы |
1
|
Плюс подчеркнуто человеков |
1
|
Ошибочно подчеркнуты елене, лве (фонетика) |
минус 1
|
Ошибочно подчеркнуты ловцов, малых, толк (лексика) |
минус 1
|
Даны доп. комментарии, правильные (например, для слов яко, лютеишему) |
1
|
О осле и жабе
Баллов
|
|
Подчеркнуты только глагольные формы. Не считать ошибками подчеркивание сущий, сицевый, аще бы,зде, елико, воздыхая |
3
|
Плюс подчеркнуты многия, удобныя |
1
|
Плюс подчеркнуто трудех |
1
|
Ошибочно подчеркнуто езеро (фонетика) |
минус 1
|
Ошибочно подчеркнуты некое, стенание, пребывал, претерпевая (не устаревшие) |
минус 1
|
Даны доп. комментарии (например, для слов сущий, сицевое и др.) |
1
|
Литература
1. Аверинцев, С.С. Филология / С.С. Аверинцев // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 544-545.
2. Лихачев, Д.С. Письма о добром / Д.С. Лихачев. СПб., 1999.
3. Аверинцев, С.С. Указ. раб., с. 545.
4. Винокур, Г.О. Введение в изучение филологических наук (Вып. первый. Задачи филологии) / Г.О.Винокур // Проблемы структурной лингвистики.1978. - М., 1981.-С. 38.
5. Гиндин, С.И. Г.О. Винокур в поисках сущности филологии / С.И. Гиндин // Изв. РАН. Сер. литературы и языка. - Т. 57.- 1998. - № 2. - С. 6.
6. См.: Шаповал, С.А. Самодостаточная филологическая задача как учебный жанр / С.А. Шаповал // Русская словесность. - 2000. - № 3-4; Шаповал, С.А. Понимание текстов как результат решения учебных филологических задач: дис. … канд. психол.н. / С.А. Шаповал. - М., 2006.
7. Древнерусская притча / сост. Н.И. Прокофьева, Л.И. Алехиной, коммент. Л.И. Алехиной; предисл. Н.И. Прокофьева. - М., 1991.
8. Марков, В.А. Неопределенность и вероятность
в структурах творческого мышления / В.А. Марков, Г.Я. Буш // Теория и практика
обучения научно-техническому творчеству. Сб. н. ст. / под ред. д-ра психол.
наук В.Я. Ляудис. М., 1992. - С. 148.