Б. В. Дубин
РЕЧЬ, СЛУХ, РАССКАЗ: ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОГО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
(Дубин Б.В. Слово - письмо - литература: Очерки по социологии современной культуры. - М., 2001. - С. 70-81)
2
3
Литература
1. Из исторических разработок см.: Побережников И.В. Слухи в социальной истории: типология и функции (по материалам восточных регионов России XVIII-XIX вв.). Екатеринбург, 1995.
2. См.: Левада Ю.А. Статьи по социологии. М., 1993. С. 45-46.
3. Подробнее о значении «другого» и «никто» для акта речи см.: Айрапетян В. Русские толкования. М., 2000.
4. Вообще говоря, повествования, если брать их социокультурный генезис (реконструированный, в частности, трудами О.М. Фрейденберг), всегда относятся к «чужому». В процессах разложения и распада традиционного социума и семантического космоса традиционной культуры «чужое» может выступать, представляться, разыгрываться в разных модальностях - относиться к предельно высоким социальным и культурным рангам (вожди, цари), наделяться, напротив, знаками самого низшего ранга, социальной выброшенности и семантикой демонстративного нарушения нормы (разбойники), характеризоваться признаками иноприродного (заморские дива, привидения), наконец, помещаться в отдаленные, незапамятные прежние времена (древние божества, былинные герои). Семантические следы подобных конструкций различимы как в формах и сюжетах слухов, так и в поэтике позднейших «литературных» повествований, живописных картин и сценических действ. Но такова одна из линий происхождения не только «художественной» прозы (среди ее источников - именно побасенки, милетские россказни Аристида и проч., а с другой стороны, героико-рыцарская поэма и стихотворный роман), но и назидательной словесности (поучительных рассказов, морализирующих притч), а также философских «примеров» - скажем, в платоновских диалогах, вообще еще очень тесно связанных с устным словом и, соответственно, сохраняющих за понятием «философия» семантику вымысла и выдумки. В структуре организации всех этих перворассказов вместе с непременными авантюрами (приключением) и видениями (озарением) мы, как правило, встретим и слух, наговор, сплетню.
5. См.: Park R.E. News as a form of knowledge// American journal of sociology. 1940. № 4. P. 669-689. См. также: Kapferer J.-N. Rumeurs, le plus vieux media du monde. P., 1987.
6. См.: Morin E. La rumeur d'Orleans. P., 1982.
7. См.: Campion-Vincent V., Renard J.-B. Legendes urbaines: Rumeurs d'aujourd'hui. P., 1992. P. 303.
8. См. об этом: Постановщики реальности: Круглый стол // Досье на цензуру. 1997. № 2. С. 15-25.
9. Впрочем, в мире этих романов (и, может быть, и вообще мире Кафки) «своих» нет, здесь все друг другу «чужие», а жизнь каждого и есть граница с миром ему чужого, всемогущего и неподвластного.
10. См. об этом: Moore W.E., Tumin M.M. Some social functions of ignorance // American sociological review. 1949. Vol. 14. № 6. P. 787-795; Weinstein D., Weinstein M.A. The sociology of nonknowledge: A paradigme // Research in sociology of knowledge, sciences and art. Vol. 1. Greenwich (Conn.), 1978. P. 151-166; Smithson M. Toward a social theory of ignorance // Journal for the theory of social behaviour. 1985. Vol. 5. № 2. P. 151-172.
11. В «Грозе» А. Островского слухи в застойный быт провинциального волжского городка приносит странница, а рассказывает она о краях иноверных «салтанов» и людях с песьими головами - сюжетах еще Геродотовых времен, образах средневековых легенд и лубочных картинок.
12. Schutz A. Well-informed citizen // Schutz A. Collected papers. The Hague, 1964. Vol. 2.
13. О фигуре простака в кругу нашей проблематики см.: Сумцов Н.Ф. Разыскания в области анекдотической литературы: Анекдоты о глупцах. Харьков, 1898; Дуров А.А. Изыскания в области дурацких древностей // Философские науки. 1995. № 1. С. 223-234.
14. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996, с. 61.
15. См.: Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957. С. 687-692.
16. Молву и слухи представил мнением общества уже Тит Ливии, сблизивший оба латинских слова, употреблявшихся для характеристики этих устных феноменов, - fama и rumor.
17. См. специальный выпуск журнала: Public Culture. 1997. № 9, а также: Новое литературное обозрение. 2000. № 43. С. 327-346.