ФЕНОМЕН КАТАРСИСА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
(Филология в системе современного университетского образования. - Вып. 7. - М. 2004. C. 3-12)
Примечания
1. См.: Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма и простейшие реальности литературы // Человек в системе наук. М., 1989. С. 334 - 335.
3. Ср.: Шиллер Ф. «О патетическом» (1793), Гёте И.В. «Примечание к «Поэтике» Аристотеля (1827). См. также: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. IV. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С. 178 - 215.
4. Fabula. Quelques texts sur la paradoxe de la catarsis <http://www.fabula.org/act>
5. Аристотель. Поэтика. Гл. VI. 1449 b.
6. См.: Женетт Ж. Фигуры. М., 1998. Т. 2. С. 292. Французское издание вышло в 1972 г.
8. Борев Ю. Эстетика. М., 1975. С. 168-170.
9. Тамарченко Н.Д. Катарсис // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2002. С. 341.
10. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 81.
13. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001. С. 344.
15. См.: Женетт Ж. Фигуры. М., 1998. Т. 2. С. 293.
17. Рикер П. Время и рассказ. М., 2000. Т. 1. С. 55. Французское издание вышло в 1985 г.
21. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001. С. 25.
22. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом освещении. М.,1957. С. 345.
23. См.: Асоян А.А. Катарсис, «лук и лира» и гибель Пушкина // Вестник Омского университета. 1997. Вып. 2. Литературовед цитирует в этой связи работу Б.П. Вышеславцева «Этика преображенного эроса». М., 1994.
25. Важно, что уже Аристотель в интерпретации акта восприятия исходил из того, что чувство «страдательно». «В свершившемся акте чужое становится своим, а неподобное подобным». См.: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 4. С. 153.
26. Jauss H.R. Ästhetische Erfahrung und literarische Hermeneutik. Fr./M., 1991. S. 88, 166.
27. Изер В. Акты вымысла, или что фиктивно в фикциональном тексте // Немецкое философское литературоведение наших дней. СПб., 2001. С. 210 - 211.
28. См. Борев Ю. Цит. изд. С. 168. Автор статьи «Катарсис смеха и плача» Н. Гладких связывает специфику катарсиса в том и другом случае с «признанием обратимости и необратимости ситуации». См.: http://gladkeeh.boom.ru
29. Рюмина М.Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность. М., 2003. С. 20. О комическом катарсисе см. С. 12 - 20.
30. П. Рикёр пишет о важности осмысления соотношения между «узнаванием» как изменением незнания на знание (компенсирующего эффект неожиданности, содержащийся в перипетиях), в трактовке Аристотеля, Гегеля, Хайдеггера. См. цит. соч. С. 274, 275.
31. См.: Адорно Т. Цит. соч. С. 26.
33. П. Рикёр имел основания трактовать катарсис как составную часть процесса метафоризации, объединяющего познание, воображение и чувство. См. С. 277.
34. Fabula. Quelques texts sur la paradoxe de la catarsis. Речь идет о механизмах интеллектуальных, психологических, символических, алхимических.
Источник текста - Французская литература XVII-XVIII вв. Сайт Натальи Пахсарьян.