В. К. Былинин
НЕИЗУЧЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ ПЬЕСА СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО
(Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. - М., 1982. - С. 309-317)
Литература
1. См.: Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в.: Ранняя русская драматургия (XVII - первая половина XVIII в.) / Изд. подг. О. А. Державина, А. С. Дёмин, В. П. Гребенюк, под ред. О. А. Державиной. М., 1972, с. 138-170.
2. См.: Щеглова С. А. Русская пастораль XVII в. - В кн.: Старинный театр в России XVII-XVIII вв. / Сб. статей под ред. акад. В. Н. Перетца. Пг., 1923, с. 84-92.
3. См.: Еремин И. П. «Декламация» Симеона Полоцкого. - ТОДРЛ, М.; Л., 1951, т. 8; Прашкович Н. И. Из ранних декламаций Симеона Полоцкого. - ТОДРЛ, М.; Л., 1965, т. 21; Робинсон А. Н. Политическое и эстетическое значение ранней поэзии Симеона Полоцкого (1656). - В кн.: Philologica: Исследования по языку и литературе. Памяти академика В. М. Жирмунского. Л., 1973, и др.
4. Пекарский П. П. Мистерии и старинный театр в России. СПб., 1857; Тихонравов Н. С. Русские драматические произведения: 1672-1725. СПб., 1874, т. 1; Старинный спектакль в России. Л., 1928; Еремин И. П. Симеон Полоцкий - поэт и драматург. - В кн.: Симеон Полоцкий. Избр. соч. М.; Л., 1953 и др.
5-6. См.: Резанов В. И. Из истории русской драмы: Школьные действа XVII - XVIII иезуитов. М., 1910; Он же. Школьные драмы польско-литовских иезуитских коллегий. Нежин, 1916.
7. Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII - XVIII в.: Польша, Украина, Россия. М., 1981, с. 128-130.
8. См. Pamętnik literacki, 1908, zesz. I - II, s. 170.
9. См. Резанов В. И. Из истории русской драмы..., с. 155.
11. Голубев С. Отзыв о сочинении В. О. Эйнгорна "Очерки из истории Малороссии в XVII в. 1. Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича". М., 1899. - Записки имп. Академии наук, т. 6, № 2, СПб., с. 87-137.
12. Киселёв П. П. О московском книгопечатании XVII века. - В кн. Книга: исследования и материалы. Сб. 2. М., 1960, с. 166; Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974, с. 49 (см. там же примеч. 101, 102, 103).
13. См. Чернышева Л. А. Латиноязычная традиция в культуре белорусского барокко. - Белороссика: Книговедение, источники, библиография. Минск, 1980, с. 70-73. К. Кояловича Симеон упоминает в своём конспекте "Практической риторики", датированном им 20 марта - 22 июля 1653 г. - см. ЦГАДА, ф. 381, ед. хр. 1791, л. 170.
14. Пролог объявляет зрителям, что они увидят просто "акт" (деяние), не уточняя его сценической структуры. Здесь и далее цитация текста приводится в переводе со старопольского языка на русский. Перевод В. К. Былинина и Л. А. Софроновой.
15. "Немые фигуры" - своеобразные элементы часто выводимых в школьных драмах XVII "живых картин" (немых сцен), сближавших театральное искусство с эмблематической живописью (См. Софронова Л. А. Поэтика славянского театра..., с. 220 ).
16. Ремизов В. И. Из истории русской драмы..., с. 157.
17. Ср. определение, данное диалогу авторитетным теоретиком барокко Фр. Лангом: "Диалог - это ровная простая беседа на какую-либо тему". - См. Ланг Фр. Рассуждение о сценической игре. Цит. по кн.: Всеволодский В. (Гернгросс). История театрального образования в России. М., 1913, т. 1.
18. Ср. Дёмин А. С. Русская литература второй половины XVII - начала XVIII века. Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977, с. 27 - 31, 42 - 57 и сл.
19. См. Морозов П. История русского театра до середины XVIII столетия. СПб., 1889; Перетц В. П. Памятники русской драмы эпохи Петра Великого. СПб., 1903; Адрианова-Перетц В. П. Новые материалы из истории русского школьного театра XVIII в. Т. 4. Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины XVIII в. / под ред.А. Н. Робинсона, М., 1975.