Е. Горный
РЕМИЗОВ И ЧЕХОВ (материалы и пролегомены)
(Philologica. - М., 1997. - Т. 4. - № 8-10. - С. 153-159)
Литература
1. Заглавие статьи о Чехове, вошедшей в книгу Л. Шестова "Начала и концы" (С.-Петербург 1908).
2. Чехов - атеист; Ремизов - верующий: "Я верю в Бога, но моя вера другая. Я как наши стригольники" (Кодрянская 1959, 85).
3. В издании 1989 г. курсив при названии этих трех рассказов отсутствует; я не имел возможности сверить текст с первой (нью-йоркской) публикацией. - Е. Г.
4. Два последних рассказа ("Мороз" и "На пути") Ремизов также отобрал, исходя из собственных тематических пристрастий, но центральные идеи этих рассказов сформулированы при помощи модифицированных цитат из самого Чехова (ср. Чехов 1976, VI: 23; V: 473).
5. Ремизов советовал Кодрянской (5.I 1954): "Начните читать <Чехова. - Е. Г.> с первого тома. Я еще думаю как выразиться, но эти лоскутки жизни значительнее сурьезного Чехова больших рассказов с "истинами" из книг. Первые рассказы веселость духа, они глазатее ума". Ср. о "1-м томе Чехова" в письме от 14.I 1954: "Вот вам книга - "веселость духа", такое редкое явление среди хмури безулыбных" (Кодрянская 1977, 340, 343). Этими же словами Ремизов определял сущность главного героя "Крестовых сестер" - Маракулина: "<...> любовь его къ жизни, чутье его къ жизни - веселость духа - основа и стержень его жизни" (Ремизов 1911, V: 30).
6. См. рассказ "Тяжелые люди" (1886).
7. См. рассказы "В усадьбе" (1894), "Печенег" (1897), "Унтер Пришибеев" (1885).
8. См. рассказы "Ариадна" (1895), "Тина" (1886) и повесть "В овраге" (1900).
9. "Призрачное слово" становится "призрачным персонажем"; ср. сходный случай у Чехова ("Скучная история", гл. IV): "Я еду и от нечего делать читаю вывески справа налево. Из слова "трактир" выходит "риткарт". Это годилось бы для баронской фамилии: баронесса Риткарт" (Чехов 1977, VII: 291).
10. Ср.: "Письмо <Чехова. - Е. Г.> неряшливое и подглагольное <...> но необыкновенно изобретательно и никакой пошлости Теффи. О искусстве слова он думал, но не было слуха и давила грамматика" (Кодрянская 1977, 346, ср. 368).
Литература
Александрович, Ю.: 1908, После Чехова: Очерк молодой литературы
последнего десятилетия. 1898-1908, Москва, [т. I].
Достоевский, Ф. М.: 1973, Полное собрание сочинений: В 30 т., Ленинград, т.
VI: Преступление и наказание.
Кодрянская, Н.: 1959, Алексей Ремизов, Париж.
Кодрянская, Н.: 1977, Ремизов в своих письменах, Париж.
Резникова, Н. В.: 1980, Огненная память: Воспоминания об Алексее Ремизове,
Berkeley.
Ремизов, А.: [1911], Сочинения, С.-Петербург, т. III, V.
Ремизов, А.: 1954, Мартын Задека: Сонник, Париж.
Ремизов, А. М.: 1983, Учитель музыки (Каторжная идиллия), Подготовка к печати,
вступительная статья и примечания А. д'Амелия, Paris.
Ремизов, А. М.: 1989, Огонь вещей, Составление, вступительная статья, комментарии
В. А. Чалмаева, Москва.
Чехов, А. П.: 1976-1978, Полное собрание сочинений и писем: В 30 т., Сочинения:
В 18 т., Москва, т. V-VII, XIII.