В. Е. Гусев
ПРОТОПОП АВВАКУМ ПЕТРОВ - ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ XVII ВЕКА
(Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. - М., 1960. - С. 5-51. )
1
2
3
4
Литература
1. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2-е, т. 7, стр. 361.
2. Н. М. Никольский, История русской церкви, М. 1930, стр. 91. Подробнее см. С. Коллинз, Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне (русский перевод - в «Русском вестнике», 1841, № 8 и 9 и в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских при Московском университете», М. 1846, т. 1, ч. 1); Г. К. Котошихин, О России в царствование Алексея Михайловича, 4-е изд., СПб. 1906.
3. См. «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским», вып. 3, М. 1898, стр. 161-162; ср. Н. Ф. Каптерев, Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 2, Сергиев Посад, 1912, стр. 165-171.
4. Н. Ф. Каптерев, Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов, изд. 2-е, Сергиев Посад, 1913, Приложения, стр. 178-179.
5. С. М. Соловьев, История России, т. XI, СПб. 1880, стр. 208.
6. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2-е, т. 7, стр. 352.
7. Н. Ф. Каптерев, Патриарх Никон и его противники..., стр. 114.
8. Материалы для истории раскола за первое время его существования (тт. I-IX, М. 1875-1890); т. I, 1875, стр. 29.
9. Н. Ф. Каптерев, Патриарх Никон и его противники..., стр. 126-133.
10. Материалы для истории раскола..., т. I, 1875, стр. 143.
11. Полный перечень пунктов, по которым основоположники раскола расходились с церковью, см. в «Росписи» попа Лазаря (Материалы для истории раскола..., т. IV, 1879, стр. 179-206).
12. Материалы для истории раскола..., т. II, 1877, стр. 122.
14. Материалы для истории раскола..., т. I, 1875, стр. 31.
15. Материалы для истории раскола..., т. III, 1878, стр. 312-313.
16. Об этом свидетельствует челобитная попа Лазаря (см. Материалы для истории раскола..., т. IV, 1879, стр. 250-251).
18. Н. И. Костомаров, Собр. соч. Исторические монографии и исследования, кн. 8, т. XX, СПб. 1906, стр. 244; ср. стр. 253, 269-270.
19. См. Л. Е. Анкудинова, Социальный состав первых раскольников. Вестник Ленинградского университета. Серия истории языка и литературы, т. 14, вып. 3, Л. 1956, стр. 56-68.
20. В. Г. Дружинин, Раскол на Дону в конце XVII в., СПб. 1889, стр. 214-215. (См. также Н. М. Никольский, История русской церкви, М. 1930, стр. 129-133).
21. См. И. Я. Сырцов, Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII в., 2-е изд., Кострома, 1889; Н. А. Барсуков, Соловецкое восстание (1668-1676), Петрозаводск, 1954.
22. Г. В. Плеханов, Собр. соч., т. XV, М. - Л. 1926, стр. 355.
23. В этом отношении от старообрядцев не отличались и сторонники реформы. В области духовной культуры они вовсе не стремились приобщить русское общество к прогрессивной идеологии Западной Европы. Они не выходили за пределы средневековой религиозной культуры. Это в значительной мере было еще характерно вообще для всей русской культуры второй половины XVII в. Например, в предисловии к знаменитой грамматике Смотрицкого читатель предупреждался, что приобретение знаний ни в коем случае не должно вредить вере, и осуждались «некие», которые «от внешниа премудрости повредишася умом, восхотевши смыслити о небесех и прочих тварех».
24. В. И. Ленин, Сочинения, т. 4, стр. 223.
25. Н. М. Никольский, История русской церкви, М. 1930, стр. 119.
26. В. И. Малышев, Неизвестные и малоизвестные материалы о протопопе Аввакуме. Труды Отдела древней русской литературы, М. - Л. 1953, т. IX, стр. 396, 398.
27. См. Материалы для истории раскола..., т. I, 1875, стр. 314.
28. Челобитную Неронова царю от 6 декабря 1664 года см.: Материалы для истории раскола..., т. I, 1875, стр. 198-201.
29. См. Материалы для истории раскола..., т. II, 1877, стр. 82.
30. «Соузник» Аввакума Лазарь писал в челобитной царю Алексею Михайловичу: «Книг, государь, нам не дают лет больше десяти» (Материалы для истории раскола..., т. IV, 1879, стр. 224).
31. См. П. С. Смирнов, Внутренние вопросы в расколе в XVII в., СПб. 1898, стр. 235-237; Приложения, стр. 091-092.
32. См. Н. С. Сарафанова, Идея равенства людей в сочинениях протопопа Аввакума. Труды Отдела древней русской литературы, т. XIV, 1958, стр. 385-390.
33. О противоречивых свойствах характера Аввакума подробнее см. Н. К. Гудзий, Протопоп Аввакум как писатель и как культурно-историческое явление, в кн. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения». Редакция, вступительная статья и комментарии Н. К. Гудзия, «Academia», М. - Л. 1934, стр. 45-53.
34. См. В. Жмакин, Митрополит Даниил и его сочинения, М. 1881, стр. 761.
35. В. Жмакин, Митрополит Даниил и его сочинения, М. 1881, Приложения, стр. 48-49.
37. В. Виноградов, О задачах стилистики. Сб. «Русская речь», под ред. Л. В. Щербы, Пг. 1923, стр. 269.
38. Ср. у Епифания: маловременное, скороминующее, мимоходящее и др. У Даниила: мимотекущее, скоропогибающий, злодетельный, чрезпотребственный, суетрудный, скотнояростный, красносияющий, златопрядный и т. п.
39. См. Н. К. Гудзий, Протопоп Аввакум как писатель и как культурно-историческое явление, в кн.: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения», «Academia», М. - Л. 1934, стр. 45.
40. См. А. Робинсон, Аввакум и Епифаний (К истории общения двух писателей). Труды Отдела древней русской литературы, т. XV, стр. 397-400.
41. В настоящее время зарегистрировано 44 списка «Жития»: 19 списков первой редакции, 13 списков - второй, 6 списков - третьей, одна переработка «Жития», близкая ко 2-й редакции, и одна довольно свободная переработка, два отрывка - вступления к «Житию», два отрывка из первой редакции (см. заметки о рукописных списках «Жития» протопопа Аввакума В. И. Малышева: Труды Отдела древней русской литературы, т. VIII, 1951, стр. 385-393; т. IX, 1953, стр. 404; т. XII, 1956, стр. 581-591. Историю находки автографа см. в статье того же автора в сборнике «Из истории русских литературных отношений XVIII-XIX веков», АН СССР, М. - Л. 1959, стр. 344-351).
42. Сравнительный анализ трех редакций «Жития» произведен французским исследователем Пьером Паскалем (см. Avvakum et les débuts du rascol. La crise religieuse aux XVII-e siècle en Russie, par Piere Pascal. Paris, 1938, p. 486-488). Далее речь идет о собственно «Житии».
43. Об этом см. подробнее: В. Е. Гусев, О жанре «Жития» протопопа Аввакума, Труды Отдела древней русской литературы, т. XV, 1958, стр. 192-202.
44. А. Н. Толстой, О драматургии, Полн. собр. соч., т. XIII, М. 1949, стр. 362.
45. М. Горький, Собр. соч. в тридцати томах, т. 24, М. 1953, стр. 72.
46. Das Leben des Protopopen Avvakum von ihm selbst niedergeschrieben. Übersetzung aus dem nebst Einleitung und kommentar von Rudolf Iagoditsch. Berlin, 1930, S. 65-66.
47. М. Горький, Собр. соч. в тридцати томах, т. 27, М. 1953, стр. 166.
48. Ср. Д. С. Лихачев, Человек в литературе древней Руси, изд. АН СССР, М. - Л. 1958, гл. 10.
49. Л. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 55, М. 1937, стр. 544.
50. «Ежегодник С. А. Толстой» - там же, стр. 400.
52. «Северный вестник», 1887, № 2, стр. 55-56.
53. В. М. Гаршин, Полн. собр. соч., СПб. 1910, стр. 46.
54. Д. Н. Мамин-Сибиряк, Собр. соч., т. VII, М. 1955, стр. 200.
55. Отрывок из неопубликованной рукописи 2-й половины 80-х гг. XIX в. Свердловский областной архив, ф. 136, оп. 1, дело 44, л. 271 и об.
56. «Северный вестник», 1887, № 2, стр. 55-56.
57. Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя за 1876 г.», Собр. соч., т. XI, М. 1929, стр. 362.
58. См. И. З. Серман, Протопоп Аввакум в творчестве Н. С. Лескова. Труды Отдела древн. русск. лит., т. XIV, 1958, стр. 404-407.
59. М. Горький, Собр. соч. в тридцати томах, т. 27, М., стр. 166.
60. В. А. Десницкий, М. Горький нижегородских лет, сб. «Горький на родине», Горький, 1937, стр. 201.
61. А. Н. Толстой, «О драматургии», Полн. собр. соч., т. XIII, М. 1949. стр. 362.
62. Л. Батова, Леонид Леонов. «Советская литература», 1946, № 3 стр. 67 (на франц. яз.). Подборку высказываний деятелей русской и советской культуоы об Аввакуме см. в заметках В. И. Малышева (Труды Отдела древней русской литературы, т. VIII, стр. 388-391; т. IX, стр. 403-404; т. X, стр. 441-446).
Источник текста - Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".