М. Н. Климова
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИФА О ВЕЛИКОМ ГРЕШНИКЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(Сюжетно-мотивные комплексы русской литературы. - Новосибирск, 2012. - С. 16-26)
Примечания
1. О современных концепциях «народной религии» в отечественной науке см.: Панченко А.А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. - М., 2004. - С. 64-102.
2. См.: Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2-е изд., доп. - М., 1988. - С. 51-52; Мельник В.Н. Некрасов на распутье: легенда «О двух великих грешниках » // http://www.ioannp.ru/publications/488441 и др.
3. Ученые записки Тартуского государственного университета. - Тарту, 1987. - Вып. 746. - С. 102-114. Статья неоднократно переиздавалась под несколько измененным заглавием: «Сюжетное пространство русского романа XIX столетия». См., например: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Кн. для учителя. - М., 1988. - С. 325-344.
4. Мысль о своеобразии русского отношения к великому грешнику Ю.М. Лотман позднее развил в опубликованной посмертно статье «Между свободой и волей: Судьба Феди Протасова» // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. I (Новая серия). - Тарту, 1994. - С. 11-24.
5. Назиров Р.Г. Традиции Пушкина и Гоголя в русской литературе: Сравнительная история фабул. - Дис. … д-ра филол. наук в виде науч. доклада. - Екатеринбург, 1995. - С. 38-41.
6. См.: Климова М.Н. У истоков мифа о великом грешнике (Русская романтическая повесть 30-40-х гг. XIX в.) // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. - Новосибирск, 2002. - Вып. 5. Сюжеты и мотивы русской литературы. - С. 86-96.
7. См.: Климова М.Н. Сюжетная схема «великодушный старик» и народно-православная духовная традиция // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (Филология). - 2004. - Вып. 3 (40). - С. 90-94.
8. Климова М.Н. К проблеме библейского нарратива: Книга пророка Ионы и ее позднейшие обработки // Нарративные традиции славянских литератур: Повествовательные формы Средневековья и Нового времени. - Новосибирск, 2009. - С. 127-141.
9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
10. Бахтин М.М. Эпос и роман. - СПб., 2000. - С. 38-57.
11. Ю.К. Щеглов в своем ярком описании художественного мира овидиевых «Метаморфоз» пишет, что в этой «поэме-витрине» «классический мир и менталитет как бы разъят и собран заново <…> в беспрецедентном формате эклектического обозрения, раскладывающего пасьянс мифологических эпизодов методом свободных ассоциаций» (Щеглов Ю. Опыт о «Метаморфозах ». - М., 2002. - С. 11).
12. См.: Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы: Экспериментальное издание / Подгот. изд. М.А. Бологовой. - Новосибирск, 2010. - Вып. 3 - Ч. I. - С. 259-278.
13. Отметим, впрочем, что наиболее отзывчивым к идеям «этической революции », совершенной Христом, из евангелистов оказался как раз грек Лука. Утверждение безграничности Божьего милосердия к грешному человечеству - одна из магистральных идей его версии Благой Вести, сохранившей наиболее яркие образцы Иисусовых притч на эту тему, например, знаменитую притчу о блудном сыне.
14. Второе, восхищенно-оценочное заглавие «Золотой осел» роман получил от читателей последующих веков.
15. Эти мифологические ассоциации подчеркнуты и в самом романе. В доме «тетушки Биррены», предостерегавшей Луция от легкомысленного тяготения к тайнам магии, он видит скульптурное изображение грозной Дианы и Актеона, уже наполовину превращенного в оленя.
16. Вопрос об отношениях между этими тремя текстами достаточно сложен. Последняя по времени работа на эту тему - книга О.П. Левинской «Античная Asinaria: История одного сюжета» (М., 2008).
17. Произведенное римским автором религиозное переосмысление одного из «бродячих» сюжетов о превратностях судьбы, на наш взгляд, имеет типологическое сходство с упомянутым ранее опытом М.П. Погодина. Злосчастная купеческая дочь, попавшая в зависимость от шантажиста-дворника, до погодинской повести изображалась невинной жертвой стечения обстоятельств, и лишь христиански мыслящий автор повести «Преступница» увидел первопричину ее бедствий и злодеяний в ней самой, терзаемой бесом суетной мирской гордыни. Бедствия юноши-осла, казавшегося другим античным авторам примером игры своенравной Фортуны, у Апулея также являются следствием вины самого Луция.
18. Любопытно, что в качестве первого имени Апулея иногда указывается имя Луций, наиболее авторитетными источниками по античной литературе не подтверждаемое, но устойчиво связанное с сюжетом «Asinaria».
19. См.: Грабарь-Пассек М.Е. Апулей // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. - М., 1993. - С. 357-372.
20. Апулей. «Метаморфозы» и другие сочинения. - М., 1988. С. 302.
21. Философские основы романа Апулея и его связь с предшествующей культурой античности убедительно показана Н. Григорьевой. См.: Григорьева Н. Магическое зеркало Апулея // Апулей. «Метаморфозы» и другие сочинения… - С. 5-24.
22. Здесь и далее: AT - The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarne’s «Verzeichnis der Maerchentypen» translated and enlargen by Stith Thompson. Second revision. - Helsinki, 1964.
24. См.: Рубинштейн Р.Я. Сет / / Мифы народов мира: Энциклопедический словарь. - М., 1994. - Т. 2. - С. 429.
25. См., например, работу И.В. Силантьева «Сюжет как фактор жанрообразования в средневековой русской литературе» (Новосибирск, 1966).
26. Климова М.Н. Жития «грешных святых» в русском месяцеслове (краткий обзор) // Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях. - Новосибирск, 2009. - С. 312-325.
27. В завершение разговора о вкладе этого ученого в изучение интересующей нас проблемы отметим, что описанная М.М. Бахтиным эволюция идеи метаморфозы на этом не завершилась, а пережила стадию «второго отрицания», но уже вне временных пределов античности. В русской классической литературе духовная метаморфоза отдельной личности теряет свою обособленность, ибо залогом личного спасения человека отечественная словесность провозгласила его самоотверженное служение индивида людскому сообществу.
28. См.: Климова М.Н. Миф о великом грешнике в русской литературе (к постановке вопроса) // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы»: от сюжета к мотиву. - Новосибирск, 1996. - С. 86-97.
29. Журавлева А.И. Новое мифотворчество и литературоцентристская эпоха русской культуры // Вестник Московского государственного университета. Серия 9. Филология. - 2001. № 6. - С. 35-43.