Т. И. Ковалева, Н. А. Непомнящих
CЮЖЕТ РАССКАЗА Л.М. ЛЕОНОВА "ДЕЯНИЯ АЗЛАЗИВОНА" В СВЕТЕ ДРЕВНЕРУССКИХ АГИОГРАФИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
(Лирические и эпические сюжеты и мотивы в русской литературе. - Новосибирск, 2012. - С. 197-203)
Примечания
1. См., напр.: Семенова А.Л., Терешкина Д.Б. Трансформация древнерусской агиографической традиции в повести М. Горького «Жизнь Матвея Кожемякина» // Нарративные традиции славянских литератур (Средневековье и Новое время). Новосибирск, 2007. С. 209-220; Климова М.Н. От протопопа Аввакума до Федора Абрамова: Жития «грешных святых» в русской литературе. М., 2010; Сазонова Л.И. Память культуры. Наследие Средневековья и барокко в русской литературе Нового времени. М., 2012.
2. См.: Прилепин З. Леонид Леонов. «Игра его была огромна…». М., 2011. С. 96-97.
3. Полыковская В.П. Так спаслись ли покаявшиеся? // Архив журнала «Наше наследие». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/5808.php. Дата обращения: 06.05.12.
4. Наше наследие. № 58. 2001. С. 76-85. А также: Архив журнала «Наше наследие». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/5808.php. Рисунки Л.М. Леонова см. там же.
5. На рубеже XIX-XX вв. многими авторами переосмысливаются традиции древнерусской рукописной книжности. Создание «рукописных» книг - феномен литературного процесса этого времени. Одна из ярких фигур - А.М. Ремизов (см.: Грачева А.М. Алексей Ремизов и древнерусская культура. СПб., 2000). Авторы, обращаясь к рукописным традициям, выстраивали «собственный миф», пытались концептуально изложить взгляды на процесс творчества, осмыслить происходящее в истории и проч., при этом вступали в своеобразные диалоги и споры (см., напр.: Гурьянова Н. Ремизов и «Будетляне» // Алексей Ремизов. Исследования и материалы. СПб., 1994. С. 142-150). «Рукопись» Леонова, с одной стороны, - в русле литературной традиции времени, но, с другой стороны, стоит обособленно, поскольку писатель запретил печатать и показывать свои первые рассказы: «Самые первые рассказы мои. Воспрещаю печатать когда-либо. Хранить в сухом и темном месте. Не читать. Леонид Леонов. 1943» (текст записки, обнаруженной Н.Л. Леоновой в папке с рассказом).
6. Старцева А.М. Особенности композиции романов Л.М. Леонова // Вопросы советской литературы. М.; Л., 1959. Вып. 8. С. 389. Насколько важно учитывать эту авторскую установку при анализе произведений Леонова, демонстрирует в своих работах Л.П. Якимова.
7. Якимова Л.П. Мотивная структура романа Леонида Леонова «Пирамида». Новосибирск, 2003. Она же. Повести Леонида Леонова о революции и гражданской войне как жанрово-тематический и семантико-поэтический цикл. Новосибирск, 2007. Она же. Вводный эпизод как структурный элемент поэтики Леонида Леонова. Новосибирск, 2012.
8. О значении житийной топики и сюжетики в «Русском лесе» см.: Непомнящих Н.А. Мотивы русской литературы в творчестве Л.М. Леонова. Новосибирск, 2011. С. 62-70.
9. Климова М.Н. От протопопа Аввакума до Федора Абрамова: жития «грешных святых» в русской литературе. М., 2010. С. 14.
11. Максимова Д.Б. Житийные памятники, посвященные Нифонту Новгородскому. Литературная история текстов: Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2001.
12. Ковалев В.А. Творчество Л. Леонова: к характеристике творческой индивидуальности писателя. М.; Л., 1962. С. 40.
13. Климова М.Н. От протопопа Аввакума до Федора Абрамова… С. 14.
14. Русские святые: 1000 лет русской святости / Жития собрала монахиня Таисия (Татьяна Георгиевна Карцева). СПб., 2000. С. 512.
16. Житие Александра Свирского: Текст и словоуказатель. СПб., 2002. С. 48-51.
17. См.: Непомнящих Н.А. Мотивы русской литературы в творчестве Л.М. Леонова… С. 62-75.
18. См.: Леонов Л.М. Деяния Азлазивона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/5807.php. Дата обращения: 06.05.12.
19. «Если под тем, что описывается в цитате, понимать смену природных циклов, когда неизбежный холод уносит состарившуюся зелень, то видится смысл совсем прозрачный. Рассказ написан в декабре 1921 года, когда только «пятый молодняк» был унесен стужей. Четвертый исчез в 1920-м. Третий - в 1919-м. Второй - 1918 году. А бесовский смерч пришелся на осень 1917-го» (Прилепин З. Леонид Леонов «Игра его была огромна»… С. 101).
20. В связи с этим интересна деталь, на которую указывает в своей статье Б.А. Успенский: «Показательно, что патриарх Никон запретил исповедовать и причащать разбойников, явно относясь к ним как к колдунам, т. е. разбойники, как и колдуны, обречены были на смерть без покаяния» (Успенский Б.А. Антиповедение в культуре древней Руси // Избранные труды. М., 1994. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 329).
21. Так спаслись ли покаявшиеся? // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/5809.php. Дата обращения: 06.05.12.
22. Подробнее о сквозной символике огня в творчестве Леонова и ее контекстах см.: Непомнящих Н.А. Мотивы русской литературы…. С. 159-170.
23. Якимова Л.П. Мотивная структура романа Л. Леонова «Пирамида». Новосибирск, 2003. С. 131-147.
24. Успенский Б.А. Антиповедение в культуре древней Руси // Избранные труды. М., 1994. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 330.