Я. Кюно
В ПОИСКАХ ТАЙНЫ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА: О ПОВЕСТИ В.Ф. ОДОЕВСКОГО "КОСМОРАМА"
(ACTA SLAVICA IAPONICA. - Vol. 18. - Sapporo, 2001. - С. 79-98)
Химики и другие естествоиспытатели имеют обыкновение вести журнал при своих опытах; в такой журнал они вносят все замеченное ими в продолжение явления, иногда подробно, иногда одним только указанием. Естественно, в сих замечаниях встречаются неполнота, ошибки, противоречия, но в том и польза сих заметок, ибо едва ли ошибки и заблуждения не столь же подвинули вперед науку, сколь и удачные опыты. Можно человека угадать по одной фантастической сказке. |
В.Ф. Одоевский. «Психологические заметки» |
Примечания
1. Отечественные записки. Т. VIII, No. 1. Отд. III, 1840. С. 34-81.
2. Повесть «Косморама» впервые с 1840-го года была переиздана полностью в следующих изданиях: Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. М., 1988, С. 195-243; Сильфида. Фантастические повести русских романтиков. М., 1988. С. 480-525.
3. Об этом См.: Турьян М.А. Странная моя судьба. М., 1991. С. 326-367.
4. Roger Cockrell, "Philosophical Tale or Gothic Horror Story? The Strange Case of V. F. Odoevskij’s The Cosmorama" in Neil Cornwell, ed., The Gothic-Fantastic in Nineteeth-Century Russian Literature. Studies in Slavic Literature and Poetics (Amsterdam, 1999), pp. 127-143; Вацуро В.Э. София: Заметки на полях «Косморамы» В.Ф.Одоевского // Новое литературное обозрение. 2000. No.42. С. 161-168 (Републикуется по: Slavic Almanach: The South African Year Book for Slavic, Central and East European Studies 5:7/8 (1999), pp. 86-96).
5. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. Т. 1. Ч. 2. М., 1913. С. 82-90.; Турьян. Странная моя судьба. С. 326-333. О «Космораме» как об одном из примеров русской «психологической фантастики» М. А. Турьян рассуждает еще в своей статье (Турьян М.А. У истоков русской «психологической фантастики». Владимир Одоевский // Память Григория Абрамовича Бялого. К 90-летию со дня рождения. Научные статьи. Воспоминания. СПб., 1996. С. 11-24.
6. «"Двоемирие" - существенный мотив нескольких произведений Одоевского, носящих явно мистическую окрасу».
7. По мнению комментатора «Русских ночей», «работа Одоевского над «Наукой инстинкта» относится к 1843 г.» (Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л., 1975. С. 307).
8. Одоевский. Русские ночи. С. 15-16. Немецкие романтики оценили Шеллинга прежде всего как нового толкователя природы, учение о которой отсутствует в философской системе Фихте. См.:«Его (Шеллинга - К.Я.) задачей было написать историю сознания, его развития от бессознательных природных форм к свободе человеческого духа. Рассмотрение всей природы как единого организма, всех физических явлений как «категорий природы» на ее пути к сознанию было тем подвигом, который возвратил внешнему миру реальность, утраченную им в философии Фихте. Мы не можем себе представить сейчас того одушевления, с которым романтическая молодежь приняла эту новую философию, как и новые открытия (гальванизма, кислорода и т.д.), которые, казалось, объединяли физический и духовный мир и одухотворяли всякое существование» (Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996. С. 49). О природе и душе человека в творчестве и мысли В.Ф.Одоевского См.: Kyuno Yasuhiko, "Shizen to Ningen no Toso - «Shizen» Gainen wo meguru V.F.Odoevsky no Shelling Juyo ni tsuite," [Борьба между природой и человеком: как В.Ф. Одоевский толковал шеллингианскую концепцию «природа»?)] Slavistika. The Bulletin of Department of Slavic languages and literatures, Graduate School of Humanities and sociology, the University of Tokyo 12 (1997), pp. 18-33.
9. Еще о теории инстинкта Одоевского См.: Сакулин. Из истории русского романтизма. Т. 1. Ч. 1. С. 469-495.
10. Одоевский В.Ф. Наука инстинкта // Одоевский. Русские ночи. С. 200.
11. Одоевский В.Ф. Психологические заметки // Одоевский Русские ночи. С. 210.
12. Одоевский. Наука инстинкта. С. 200.
13. Одоевский. Психологические заметки. С. 204.
14. Одоевский. Психологические заметки. С. 204.
15. Одоевский. Наука инстинкта. С. 201.
16. Одоевский. Наука инстинкта. С. 201.
17. Одоевский. Психологические заметки. С. 209.
18. Одоевский. Наука инстинкта. С. 199.
19. Одоевский. Наука инстинкта. С. 201. См.: «все умозрительные системы суть произведения инстинктуальной силы, или самопобуждения, все эмпирические - разума. Совершеннейшая система (о чем недавно догадались) должна быть соединением того и другого; такая система есть высшая философия и вместе высшая поэзия.» (Одоевский. Психологические заметки. С. 213).
20. Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.). М.-Л., 1991. С. 341-342. Все цитаты из «Косморамы» даются по этому изданию. Страницы указываются в скобках после цитаты. По объяснению М. А. Турьян, которая подготовила текст «Косморамы» в этом издании , он «печатается по тексту журнальной публикации<...> с уточнениями по печатному экземпляру с авторской правкой (ОР ГПБ. ф. 539, оп. 1, No. 80)» (С. 633). ср. В последнее время в Англии вышла повесть «Косморама» с введением к тексту, подробными комментариями и слово-справочником. Это издание печатается по журнальному изданию (непосредственно по изданию: Русская и советская фантастика. М., 1989. С. 175-224). Vladimir F.Odoevskii, The Cosmorama (London, 1998))
21. По журнальной публикации: «психического» вместо «психологического».
22. Громбах С.М. Пушкин и медицина его времени. М., 1989. С. 132-151.
23. Громбах. Пушкин и медицина его времени. С. 13
24. Напр. H.F.Ellenberger, The Discovery of the Unconscious, the history and evolution of dynamic psychiatry (New York, 1970); Шерток Л., Соссюр Р. де Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М., 1991. (L.Chertok, R.de Saussure, Naissance du psychanalyste: de Mesmer a Freud (Paris, 1973))
25. Шерток, Соссюр. Рождение психоаналитика. С. 40.
26. Одоевский. Наука инстинкта. С. 201. См.: «невольное чувство, которое заставляло нас смотреть с участием на больного, держать его руки, голову, - обратилось в магнетизм, в действительное лекарство.» (Одоевский. Психологические заметки. С.209).
27. В этом отношении интересно, что в «Космораме» мы находим имя Пюисегюра (1751-1825), самого известного ученика Месмера, который открыл «магнетический сомнамбулизм» (искусственно вызванный сомнамбулизм) и тем самым открыл путь к Фрейду в истории психоанализа.
28. Одоевский. Психологические заметки. С. 210.
29. Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. М., 1996. С. 219. По Сомову, это заимствованное слово из греческого языка: «космос» - мир и «орама» - вид, зрелище.
30. По журнальной публикации: «в коридор» вместо «в коридоре».
31. Одоевский. Психологические заметки. С. 206.
32. По журнальному публикации: «которых» вместо «которые».
33. Многие исследователи, которые рассуждает о повести «Косморама», обращают гораздо сильнее внимание на Софью, чем на других героев, и дают интересную трактовку по поводу ее значения в этой повести. Например, М.А. Турьян считает Энхен Громбаха в «Орлахской крестьянке» литературной предшественницей Софьи и подчеркивают общие черты между обеими героинями: обе имеют невинное сознание и обладают инстинктуальной силой (Турьян. У истоков русской «психологической фантастики». С. 18). В.Э. Вацуро связывает образ Софьи с масонской философской традиции в России (Вацуро. София. С. 161-168.), а Р. Кокрэл стремится найти основную идею в этой повести в трактовке Софьей таких литературных произведений, как басни Лафонтене, «Гамлета» Шекспира и «Фауста» Гете (Cockrell, "Philosophical Tale or Gothic Horror Story?," pp. 138-141).
34. Одоевский. Психологические заметки. С. 210.
35. Одоевский. Психологические заметки. С. 210.
36. Сакулин. Из истории русского романтизма. Т. 1. Ч. 2. С. 83.
37. Одоевский. Наука инстинкта. С. 203.
38. Одоевский. Психологические заметки. С. 209.
39. Одоевский. Психологические заметки. С. 205.
40. Одоевский. Психологические заметки, С. 220.
41. Одоевский. Психологические заметки. С. 219.
42. Одоевский. Русские ночи. С. 178.
43. По журнальной публикации: «в вашем мире» вместо «в нашем мире».
44. Одоевский. Наука инстинкта, С. 199.
45. Одоевский. Психологические заметки. С. 207.
46. Одоевский. Психологические заметки. С. 203.