И. В. Немировский
БИБЛЕЙСКАЯ ТЕМА В "МЕДНОМ ВСАДНИКЕ"
(Русская литература. - № 3. - Л., 1990. - С. 3-17)
Примечания
1. Анциферов И. П. Быль и миф Петербурга. Пг., 1924. С. 67.
2. Назиров Р. Г. Петербургская легенда и литературная традиция // Традиция и новаторство. Уфа, 1975. Вып. 3. С. 123.
4. Тархов А. Е. Повесть о петербургском Иове // Наука и религия. 1977. № 2. С. 62-64.
5. Здесь и далее римская цифра означает номер тома, арабская - страницы по изд.: Пушкин А. С. Поли. собр. соч. М.; Л., 1937-1949. Т. 1-16
6. Пумпянский Л. В. «Медный всадник» и поэтическая
традиция XVIII века // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1939.
Вып. 4-5. С. 110.
7. Довольно золотых кумиров,
Без чувств мои что песни чли...
(«Видение мурзы», 1783-1784)
Ср.:
О жалкий полубог, кто носит тщетно сан:
Пред троном тот никто, на троне истукан.
(«Эпистола И. И. Шувалову», 1777)
8. «Языческое божество в виде статуи, идол» (Словарь языка Пушкина. М., 1957. Т. 2. С. 434).
9. Ср. у Р. О. Якобсона: «Уравнивание "вечного сна"покойного Петра и вечного покоя его бронзового двойника и одновременно противоречие между эфемерностью его останков и прочностью его статуи порождают идею жизни изображаемого существа, продолжающейся в его скульптурном образе, в памятнике» (Якобсон Р. О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина / / Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987. С. 169).
10. В сцене бунта нарушается запрет не только на называние Петра и прямое обращение к нему, но и на изображение его лица. Маленький герой петербургской повести видит «грозного царя» только со спины - «И обращен к нему спиною». Поэтому в ключевой сцене оказывается значимо, что І:вгеиий обходит постамент и наводит «взоры дикие... на лик державца полумира», который отвечает ему взглядом на взгляд. В. Ходасевич обратил внимание на сходство ситуаций в «Медном всаднике» и в «Уединенном домике на Васильевском», где обернувшийся извозчик оказывается мертвецом и носителем инфернальных сил (Ходасевич В. Статьи о русской поэзии. Л., 1922. С. 84).
11. «Омертвение» и выпадение Евгения из «света» мотивируется его посещением «царства мертвых» - окраины Васильевского острова, где «кругом, Как будто в поле боевом, Тела валяются...» (V, 144), чему предшествует переправа и встреча с перевозчиком. Нам представляется, что весь этот эпизод пронизан реминисценциями из «Ада» Данте. 1833 год - время оживления интереса Пушкина к творчеству великого флорентийца. О дантовских параллелях к «Медному всаднику» см.: Лотман К). М. К проблеме «Дате и Пушкин» / / Временник Пушкинской комиссии. 1977. Л., 1980. С. 88-91; Бэлза И. Ф. Дантовские отзвуки «Медного всадника» // Дантовские чтения. М., 1982. С. 170-182. Уподобление Петербурга дантовекому аду бытовало в пушкинском кругу. Так, например, Н. И. Тургенев писал брату Сергею 11.02.1818 года: «Оказывал ли тебе когда-нибудь князь Гагарин о проекте своем нарисовать Петербургский шлагбаум с надписью: «La sciate ogrii speranza, vol chi enlraie» (пер.: Оставьте всякую надежду, входящие сюда) // Тургенев Н. И. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.; Л., 1936. С. 253.
12. См.: Ломоносов М. В. Краткое руководство к риторике /7 Ломоносов М. В. Полк. собр. соч. М.; Л., 1952. Т. 7. С. 52, 54; Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. Там же. С. 253).
13. Соколов А.Н. «Полтава» Пушкина и «Петриады» // Пушкин. Временник Пушкинской комиссиию М., Л. № 5.
14. Левин В. Д. О стиле «Медного всадника»//Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1974. Т. 33. № 3. С. 197.
15. Приведем лишь некоторые примеры: «Хвались, О Петр! Вселенной диво, Зерцало славы для властей!» (Шихматов С. Петр Великий. Лирическое песнопение в осьми песнях. СПб., 1810. С. 84); «Боязнь врагов гласит: се Петр!» (Там же. С. 84); «Пред воинством своим летает гневный Петр» (Грузинцов А. Петриада. Поэма эпическая. СПб., 1812. С. 214); «Петр в виде бури сей Вандалов поражал» (Сладковский Р. Петр великий. Героическая поэма. СПб., 1803. С. 42).
16. См.: Измайлов Н. В. Литературный фон поэмы «Медный всадник» // Пушкин А. С. Медный всадник. Л.: Наука, 1978. С. 124-146.
17. См.: Gasparov В. М. The Apocalyptic theme in Puskins «Count Nulin» // Text and context. Essays to honor Nils Ake Nilsson. Stockholm, 1987. P. 20.
18. См.: Грунский H. К. Наполеон I в русской художественной литературе // Русский филологический вестник. 1898. Т. 40. № 3-4; Муравьева О. С. Пушкин и Наполеон (Пушкинский вариант «наполеоновской легенды») // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 15 (в печати); Sorokine D. Napoléon dans la littérature russe. Paris, 1974.
19. Державин Г. P. Сочинения. СПб., 1866. T. 3. С. 151.
20. См.: Тарле Е. В. Нашествие Наполеона на Россию // Тарле Е. В. 1812 год. М., 1959. С. 625-626.
21. Н. Н. Петруниной принадлежит интересное сближение приведенного здесь описания статуи Наполеона с образом Евгения в момент наводнения (Петрунина Н. И. Две «петербургские повести» Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1982. Т. 10. С. 164). Именно в этот момент Евгений тоже спорит с судьбой, поэтому черты сходства его с Наполеоном являются родовыми признаками «мужа судьбы». Потерпев поражение в этом споре Евгений, подобно Наполеону, оказывается на «пустынном острове», где и умирает. Описание «острова малого» на взморье удивительно напоминает описание о. Св. Елены, сделанное Пушкиным в стихотворении «Наполеон» (II, 216).
22. Ср.: «Я видел Сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лука, X, 18).
23. Зеленин Д. К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. Л., 1929. С. 193-208.
24. См.: Борее Ю. Б. Основные эстетические категории. М., 1960. С. 325; Еремина Л. Почему всадник - медный / / Наука и жизнь. 1978. № 2. С. 129; Хаев Е. С. Эпитет «медный» в поэме «Медный всадник» // Временник Пушкинской комиссии. 1981. Л., 1985. С. 180-184.
25. См.: Хаев Е. С. Указ. соч. С. 182.См.: Хаев Е. С. Указ. соч. С. 182.
26. В начале XX века именно эта ассоциация
стала, по нашему мнению, источником поэтического образа, созданного Иннокентием
Аннеиским:
«Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол».
(«Петербург», 1910)
27. Байрон Д. Полн. собр. соч.: В 6 т. СПб., 1894. Т. 4. С. 73. Ср.: «...a haughtly, dark, And deadly face; I couldn't recognise it Yet I had seen it, thogh I knew not where: The feateres were a Giant's. And the eye was still, yet lighted; his long locks curled down On his vast bust, whence a huge quiver rose, With shalfheads feathered from the egle's wing, That peeped up bristling, through his serpent hair» (Byron; Works. London, 1901. Vol. V. P. 76).
28. См.: Фомичев С. А. «Подражание кормну»: генезис, архитектоника и композиция цикла // Временник Пушкинской комиссии. 1978. Л., І981. С. 34-36.
29. Анциферов Н. П. Указ. соч. С. 61.
30. В. В. Виноградов считает наиболее характерной чертой библейского стиля в русской литературе первой трети XIX века «цепь вопросительных предложений» {Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941. С. 494).
31. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской к.льтуры Петербурга. Тарту, 1984. С. 31.
32. Назиров Р. Г. Указ. соч. С. 122-135.
33. Н. И. Михайлова показала насколько важны для «Медного всадника» церковные проповеди, посвященные петербургскому наводнению и пронизанные библейской символикой (см.: Михайлова Н. И. К литературному фону поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» // Болдинские чтения. Горький, 1986. С. 161 -165).
34. Живов В. М., Успенский Б. А. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С. 47-153.
35. См. об этом: Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф - имя - культура // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. 6. С. 297.
36. См.: Живов В. М., Успенский Б. А. Указ. соч. С. 125-126.
37. «Лицо императора Петра Великого должно быть для каждого русского предметом благоговения и любви; выводить лицо на сцену было бы почти нарушением святыни и посему совершенно неприлично. Не дозволять печатать» (Резолюция Николая I // Русская старина. 1903. № 2. С. 315-316).
38. См.: Зенгер Т. Г. Николай I - редактор Пушкина // Лит. наследство. 1934. Т. 16-18. С. 522-530; Осповат A. Л. «Судьба с неведомым известьем...» / / Осповат А. Л., Тименчик Р. Д. «Псчальну повесть сохранить...». М., 1985. С. 21-23.
39. Пумпянский Л. В. Указ. соч. С. 123.
40. См.: Шмурло Е. Петр Великий в оценке современников и потомства. СПб., 1912. Вып. 1. С. 61-91.
41. О знакомстве Пушкина с «Записками» Щербатова см.: Томашевский Б. В. Пушкин. М.; Л., 1956. Кн. 1. С. 576-577; об интересе поэта к «Записке» Карамзина см.: Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. «Сквозь умственные плотины...». М., 1986. С. 101 -102.
42. См.: Алексеев М. П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования. Л., 1984. С. 217-218.
43. Так, например, факт перенесения столицы из центра России на периферию империи вызвал недоумение Вольтера, де Сталь, Ансело. См.: Вацуро В. Э. Пушкин и проблемы бытописания // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1969. Т. 6. С. 165.
44. См.: Ланда С. С. А. С. Пушкин в печати Польши в 1949-1954// Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1956. Т. 1. С. 408-472; Нольман M. Л. Полемическое начало в поэме «Медный всадник» // Учен. зап. Костромск. пед. ин-та. Кострома, 1966. Вып. 13. С. 13-18; Измайлов И. В. Указ. соч. С. 137-139. Мы привели работы библиографического характера.
45. Цит. по русскому подстрочному переводу, выполненному Н. К. Гудзием для М. А. Цявловского (Пушкин А. С. Медный всадник. Л.: Наука, 1978. С. 141).
46. См.: Цявловский М. А. Статьи о Пушкине. М., 1962. С. 185.
47. Батюшков: «И в самом деле, время было
прекрасное. Ни малейший ветерок не струил поверхность величественной, первой
реки в мире, и я приветствовал мысленно богиню Невы словами поэта:
Обтекай спокойно, плавно,
Горделивая Нева,
Государей зданье славно
И тенисты острова.
(Н. М. Муравьев. «Богиня Невы»)
Великолепные здания, позлащенные утренним солнцем, ярко отражались в чистом
зеркале Невы, и мы оба единогласно воскликнули: „Какой город! Какая река!1'»
(Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. Л.: Наука, 1978. С. 75).
Мицкевич:
Подобно замерзшему лицу мертвеца,
Которое, отогревшись в комнате перед печью,
Но набравшись тепла, а не жизни.
Вместо дыхания отдает запахом гниенья,
Повеял теплый ветер. Столбы дыма,
Воздушная громада, как призрак царей,
Рухнули и упали на землю,
И по улицам реками плавал дым,
Смешанный с теплым и влажным туманом,
Снег начал таять и, прежде чем минул вечер,
Заливал мостовые стигийской болотной рекой.
(Мицкевич А. Олешкевич // Пушкин А. С. Медный всадник. С. 139)
48. Назиров Р. Г. Указ. соч. С. 123.
49. Осповат А. Л. Вокруг «Медного всадника» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1984. № 3. С. 238-247.
50. О становлении и развитии темы «Петр - Антихрист» в-русской культуре XVIII - начала XIX века см.: Павлов А. С. Происхождение раскольничьего учения об антихристе // Православный собеседник. 1858. Май; Соловьев С. М. Сказка о Петре Великом // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1860. Кн. 4. С. 2; Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. СПб., 1863. С. 3-84; Мельников П. И. Исторические очерки поповщины. М., 1864. Ч. 1. С. 70 и след.; Пыпин А. И. Петр I в народном предании // Вестник Европы. 1897. Ч. VII. С. 670-672; Баснин П. И. Раскольничьи легенды о Петре Великом // Исторический вестник. 1903. Т. 92. С. 513-548; Бороздин А. К. Очерки русского религиозного разномыслия. СПб., 1905. С. 104-106; Шмурло Е. Указ. соч.; Мельц М. Я. Исторические песни и предания начала XVIII века // Русское народное поэтическое творчество. М.; Л., 1953. Т. I. С. 466-488; Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды. М., 1967. С. 91 - 124; Успенский Б. А. Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 286-292; Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старооорядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 38-60.
51. «В поведении Петра современники не могли не усматривать притязания на божественные прерогативы, и это поведение тем самым в точности соответствовало их представлению о поведении Антихриста (идущему от новозаветного текста)» (Успенский Б. А. Указ. соч. С. 289).
52. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. М.; Л., 1959. Т. 8. С. 109.
53. Цит. по: Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест. С. 44.
55. Андрей Иоанов, протоиерей. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях. СПб., 1831. С. 151.
56. См.: Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974. С. 164.
57. Раскольничий «Апокалипсис» // Чтения в Обществе по изучению истории и древностей. 1859. № 4. С. 14-15.
58. См.: Шмурло Е. Указ. соч. С. 24.
59. Поэты 1840-1850-х годов. Л., 1972. С. 201-202.