Е. Н. Проскурина
СТРУКТУРА ПОВЕСТВОВАНИЯ В "ЧЕВЕНГУРЕ" ПЛАТОНОВА
(Критика и семиотика. - Вып. 12. - Новосибирск - М., 2008. - С. 231-246)
Примечания
1. См., напр.: Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове: Работы разных лет. М., 1987; Левин Ю. От синтаксиса к смыслу и далее («Котлован» А. Платонова) // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 392-419; Михеев М. Неправильность платоновского языка: Намеренное косноязычие или бессильно-невольные «затруднения» речи» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. М., 2000. С. 385-392; Дооге Б. Мыслительные процессы и картины мира автора // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 6. М., 2005. С. 410-417 и др. Анализу мистериальной функции языковых аномалий в повести «Котлован» посвящена одна из глав нашей монографии: Проскурина Е.Н. Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова конца 20-х - 30-х годов (на материале повести «Котлован»). Новосибирск, 2001. С. 114-171.
2. Силантьев И.В. Газета и роман. Риторика дискурсных смешений. М., 2006. С. 164.
3. Е. Толстая-Сегал, например, считает, что в прозе Платонова «слиты субъект и объект … Автор «прислоняется» то к той, то к иной точке зрения … Позиция автора - это позиция человека, не знающего ответа» (Толстая-Сегал Е. Идеологические контексты Платонова // Russian literature. Amsterdam, 1981. Т. 9. С. 250-251).
4. Платонов А. Чевенгур. М., 1991. С. 24. Далее цитаты из текста даются по этому изданию с указанием страниц в скобках. Курсив в цитатах мой. - Е.П.
5. Платонов А. Сочинения. Научное издание. Т. 1. Кн. 1. Рассказы, стихотворения. М., 2004. С. 73. Далее цитаты из рассказов Платонова приводятся по этому изданию с указанием страниц в скобках. Курсив мой - Е.П.
6. Подробное описание признаков пралогического способа мышления сделано в работах Л. Леви-Брюля. В качестве основных выступают такие как нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону партиципации (сопричастия), что дает исследователю основания для вывода о том, что традиционные культуры не делают различия между природным миром и мифом, а также мифом и историей. Для них миф - единственная возможная история. См.: Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
7. Комментарии // Платонов А. Сочинения. Научное издание. Т. 1. Кн. 1. С. 448.
11. Шатин Ю.В. Технология агональной коммуникации. Новосибирск, 2004.
12. Платонов А.П. Собр. соч.: В 3-х тт. Т. 3. М., 1985. С. 488-489. Курсив мой - Е.П.
13. «…Живя главной жизнью» // Волга. 1975. № 9. С. 165.
14. Гейне Г. Собр. соч.: В 10-ти т. М., 1958. Т. 7. С. 139.
15. Платонов А. Записные книжки. Материалы к биографии. М., 2000. С. 132. Далее цитаты из книжек приводятся по этому изданию с указанием страниц в скобках.
16. Платонов А.П. Собр. соч.: В 3-х тт. Т. 3. С. 488.
17. Контрапунктом этому природному чувству выступает жест героя повести «Сокровенный человек» Фомы Пухова, который режет «на гробе жены вареную колбасу» по той знаковой причине, что «не одарен чувствительностью». Т.е. этот платоновский герой как раз утерял то тайное знание, по которому первохристиане никогда не вносили в свои катакомбные церкви, где служили литургию на гробах своих собратьев, мяса. След этой традиции остался в христианском правиле поминовения усопших, где главным сакральным блюдом является кутья, или коливо, - вареные зерна, приправленные медом. В экспозиционной фразе повести Платонова сразу же манифестируется принципиальная разница компетенций приближенного позиции автора нарратора и героя: то, что известно одному (но выражено в подтекстном слое повествования), прочно забыто другим.
18. См., например: Меерсон О. «Свободная вещь»: поэтика неостранения у Андрея Платонова. Berkley: Berkley Slavik Specialities, 1997. С. 63-69.
19. Любушкина М. Библия в романе «Чевенгур» // «Страна философов Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 6. М., 2005. С. 257-258.
20. Вьюгин В. «Чевенгур» и «Котлован»: Становление стиля Платонова в свете текстологии // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. М., 2000. С. 609.