Е. Н. Проскурина
И.А. БУНИН В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ Г. ГАЗДАНОВА
(Критика и семиотика. - Вып. 14. - Новосибирск - М., 2010. - С. 205-217)
Примечания
1. Адамович Г. Современные записки. Кн. 54. Часть литературная // Последние новости. 1934. 15 февр.
2. Диенеш Л. Гайто Газданов. Жизнь и творчество. Владикавказ, 1995. С. 107.
3. См.: И.А. Бунин: pro et contra. Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. СПб, 2001. С. 85-249 (глава «Воспоминания современников»); 353-435 (глава «Эмигрантская критика»).
4. Адамович Г. Литературная неделя. «Вечер у Клэр» Г. Газданова… // Газданов Г. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. М., 2009. С. 380.
5. Дьяконова И.А. Художественное своеобразие романов Г. Газданова. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Северодвинск, 2003.
6. Аверин Б. Дар Мнемозины. Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб., 2003. «Русские» романы Газданова также построены по этому типу, что подробно описывается в нашей монографии. См.: Проскурина Е.Н. Единство иносказания: о нарративной поэтике романов Гайто Газданова. М., 2009.
7. Романы Газданова цитируются по изданию: Газданов Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1996. Том и страница указываются в скобках после цитаты.
8. Бунин И.А. Роза Иерихона. Избранные произведения. М., 1994. С. 100-101.
9. Комментарии // Газданов Г. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1996. С. 669.
10. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. СПб., 1994. С. 204. Далее цитаты из романа приводятся по этому изданию с указанием страниц в скобках.
11. Подробно см.: Проскурина Е.Н. Единство иносказания: о нарративной поэтике романов Гайто Газданова. М., 2009. С. 52-79 (глава «Мир женских персонажей. Формула героини»).
12. Бунин И.А. Роза Иерихона. С. 102.
14. Стихи Блока цитируются по изданию: Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1960-1963.
15. «…Все … стало ничто. Все заслонял ужас за свою погибающую жизнь. Надо заснуть. Я лег было, но только что улегся, как вдруг вскочил от ужаса. И тоска, тоска, - такая же тоска, какая бывает перед рвотой, - но только духовная. Жутко, страшно. Кажется, что смерть страшна, а вспомнишь, подумаешь о жизни, то умирающей жизни страшно. Как-то и жизнь и смерть сливались в одно. Что-то раздирало душу на части и не могло разодрать. Еще раз пошел посмотреть на спящих, еще раз попытался заснуть, все тот же ужас - красный, белый, квадратный. Рвется что-то и не разрывается» (Толстой Л. Записки сумасшедшего. Цит. по: Шестов Л. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 99).
16. Концевич И.М. Истоки душевной катастрофы Л.Н. Толстого. Введение // Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995. С. 20-25.
17. В этой особенности быта семьи проявляет себя специфика вероисповедания осетинского народа. Будучи единобожной по своей природе и испытав влияние христианства, религия осетин в то же время не признала посредничества церкви. «Осетинская религиозность чужда всякого посредничества, экзальтации и формализма в отношении человека к Богу», - пишет по данному поводу осетинский исследователь Р.С. Бзаров (Бзаров Р.С. Осетинский культурно-исторический контекст детства и юности Гайто Газданова // Гайто Газданов и «незамеченное поколение»: писатель на пересечении традиций и культур. Сборник научных трудов. М., 2005. С. 195).
18. Бунин И.А. Роза Иерихона. С. 189.
20. Выготский Л.С. «Легкое дыхание» // Иван Бунин: pro et contra. Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2001. С. 435-455.
21. Подробно об этом см.: Проскурина Е.Н. Единство иносказания...