Е. Н. Проскурина
ЧЕРТЫ НЕОРЕАЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ Г. ГАЗДАНОВА (РОМАН "НОЧНЫЕ ДОРОГИ" И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ "НА ФРАНЦУЗСКОЙ ЗЕМЛЕ")
(Критика и семиотика. - Вып. 15. - Новосибирск - М., 2011. - С. 164-177)
Примечания
1. См., напр.: Богемский Г. Судьбы неореализма // Кино Италии. Неореализм. М., 1989. С. 5-49.
2. Произведения Газданова цитируются по изданию: Газданов Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1996. Том и страница указываются в скобках после цитаты. Курсив мой - Е.П.
3. Кино Италии. Неореализм. С. 224.
4. «Изобразительное решение фильмов отличалось строгостью, даже суровостью - ни режиссеры, ни операторы не поддавались соблазну показать природные красоты и величественные архитектурно-исторические памятники Италии. Опереточная, пейзанская Италия, где все поют и играют на мандолине, все красивы и веселы, - это набившее оскомину “туристическое” изображение страны было надолго изгнано с экрана» (Богемский Г. Судьбы неореализма. С. 25.)
5. См.: Комментарии // Газданов Г. Указ. соч. Т. 1. С. 703-704.
6. Носик Б. Сентиментальные и документальные истории русского Парижа. М., 2006. С. 267.
7. Годар А. Предисловие к русскому изданию // Селин Л.Ф. Путешествие на край ночи. Ростов-на-Дону, Харьков, 1999. С. 5.
8. Селин Л.Ф. Путешествие на край ночи. С. 25.
9. Подробно об этом см. нашу монографию: Проскурина Е.Н. Единство иносказания: о нарративной поэтике романов Гайто Газданова. М., 2009.
10. Богемский Г.Д. Указ. соч. С. 7.
11. По словам режиссера У. Барбаро, новое итальянское кино выросло, «как гриб за одну ночь после дождя, каким было для нас освобождение от фашизма и нацистской оккупации» (Барбаро У. Неореалистический фильм: явление и понятие // Кино Италии. Неореализм. С. 263).
12. Множество свидетельств этого интереса можно найти в сборнике «Кино Италии. Неореализм». Приведем лишь одно из них, принадлежащее У. Барбаро: «Интерес к кино [в Италии] возродился приблизительно в 30-е годы… пробудился интерес к теории. В Италии появились первые переводы трудов Пудовкина и первые советские картины. Эти фильмы показывались только на Венецианских фестивалях, в закрытых киноклубах, но они оказали огромное влияние на итальянских кинематографистов: советская кинотеория и советские кинофильмы указали итальянским художникам путь к реализму» (Барбаро У. Указ. соч. С. 266. Курсив автора - Е.П.).
13. Диенеш Л. Гайто Газданов. Жизнь и творчество. Владикавказ, 1995. С. 77.
15. «Я хочу сказать, - писал, в частности, Ф. Феллини в ответе на открытое письмо М. Миде по поводу фильма «Дорога», - что для того, чтобы подготовиться к богатой, предоставляющей самые широкие возможности общественной жизни будущего, сегодня, когда так много говорят о социализме, прежде всего необходимо научиться такой простой вещи, как существование одного человека рядом с другим» (Феллини Ф. Неореализм. Ответ М. Миде // Кино Италии. Неореализм. С. 301. Курсив мой - Е.П.).
16. Вергано А. Как родился и был поставлен фильм «Солнце еще всходит» // Кино Италии. Неореализм. С. 110.
17. Диенеш Л. Указ. соч. С. 78.
18. Вот как интерпретирует создавшуюся ситуацию О. Орлова: «… как только время борьбы, ставшее временем объединения всего антифашистски настроенного населения Европы, миновало, тут же вступили в силу прежние противоречия, и понятия «русский» и «советский», на короткий период приблизившиеся друг к другу настолько, что могли кое-кем читаться как синонимы, снова оказались разделены непреодолимым барьером. Газданов уже не мог разделить тот всплеск симпатий в адрес Советского Союза, который подвигнул некоторых его старых и добрых знакомых принять советское гражданство…» (Вторая мировая война в судьбе и творчестве Гайто Газданова. Публикация и комментарии О. Орловой. Перевод А. Ефремовой // Дарьял. 2005. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.darial-online.ru/2005_2/orlova.shtml).
19. Кино Италии. Неореализм. С. 306.
20. См.: Феллини о Феллини. Интервью. Сценарии. М., 1988. С. 56.
21. См.: Богемский Г. Судьбы неореализма. С. 30-31.