Е. Н. Проскурина
МЕТАМОРФОЗЫ ОБРАЗА ФАУСТА И ВАРИАЦИИ ФАУСТОВСКОГО СЮЖЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ПЛАТОНОВА. Заметки к теме
(Лирические и эпические сюжеты и мотивы в русской литературе. - Новосибирск, 2012. - С. 204-217)
Примечания
1. Об этом аспекте фаустовской коллизии см.: «Русский» Гете глазами минувшего века // Гете в русской культуре ХХ века. Изд. 2-е, доп. / Под ред. Г.В. Якушевой. М.: Наука, 2004. С. 6.
2. Платонов А. В звездной пустыне // Платонов А. Соч.: Науч изд. М.: ИМЛИ РАН, 2004. Т. 1. Кн. 1. С. 178.
3. Якушева Г.В. Фауст в искушениях ХХ века. Гетевский образ в русской и зарубежной литературе. М.: Наука, 2005. С. 35.
4. Бальмонт К. Избранник земли // Жизнь. 1899. № 9. С. 16. (Курсив автора. - Е.П.)
5. Соловьев С.М. Гете и христианство. М., 1917.
6. См.: Горький М. Разрушение личности // Максим Горький: pro et contra. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. С. 49-94.
7. Якушева Г. Русский Фауст ХХ века и кризис просветительской эры // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Сб. статей. Нижний Новгород, 1997. Т. 2. С. 40.
8. Плеханов Г.В. Соч.: В 15 т. М.; Л., 1926. Т. 15. С. 426. (Разрядка автора. - Е. П.)
9. Якушева Г.В. Фауст в искушениях ХХ века… С. 103.
10. Дебюзер Л. Некоторые координаты фаустовской проблематики в повестях «Котлован» и «Джан» // Андрей Платонов. Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. С. 320-329; Ботникова А.В. Перекличка в веках: Гете и Платонов // Гете в русской литературе ХХ века. М.: Наука, 2004. С. 171-183.
11. Кроме названного выше, см.: Дебюзер Л. Альберт Лихтенберг в «мусорной яме истории» (О литературном и политическом подтексте рассказа «Мусорный ветер») // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 2. М.: ИМЛИ РАН, 1995. С. 240-250; Она же. Тайнопись в романе «Счастливая Москва» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4, юбилейный. М.: ИМЛИ РАН, 2000. С. 630-640.
12. Дебюзер Л. Тайнопись в романе «Счастливая Москва». С. 632. Этой же точки зрения придерживается В.С. Федоров, осмысляя проблему на метафизическо-философском уровне. См.: Федоров В.С. Гетевские мотивы в художественно-философской картине мира Платонова // Творчество Андрея Платонова: Исследования и материалы. СПб.: Наука, 2004. Кн. 3. С. 251-262.
13. Дебюзер Л. Тайнопись в романе «Счастливая Москва». С. 632.
15. См.: Проскурина Е.Н., Хрящева Н.П. Рецептивный план сюжета А. Платонова «восстание на вселенную». Ч. 1 // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Сб. науч. тр. Новосибирск: НГУ, 2004. Вып. 6. Интерпретация художественного произведения: сюжет и мотив. С. 209-230; Они же. Рецептивный план сюжета А. Платонова «восстание на вселенную». Ч. 2 // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Сб. науч. тр. Новосибирск, 2006. Вып. 7. Тема, сюжет, мотив в лирике и эпосе. С. 236-266.
16. Гете И.В. Фауст. Трагедия / Пер. с нем. Н.А. Холодковского. М.: Азбука-классика, 2004. С. 476.
18. Платонов А. Котлован. СПб.: Наука, 2000. С. 30.
19. Гете И.В. Фауст. Трагедия. С. 500.
20. Гете И.В. Стихотворения. Фауст / Пер. Б. Пастернака. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. С. 752.
21. В неразвернутом виде данное положение высказано в статье В.С. Федорова: «Трагедия Гете “Фауст”… вполне может рассматриваться… как основной метасюжет всего творчества Платонова». Федоров В.С. Указ. соч. С. 261.
22. Платонов А. Сатана мысли // Платонов А. Соч.: Науч. изд. Т. 1. Кн. 1. С. 197.
23. Из книги стихов «Голубая глубина» // Платонов А. Собр. соч.: В 3 т. М.: Сов. Россия, 1985. Т. 3. С. 487.
25. Луначарский А.В. Основы позитивной эстетики // Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8 т. М.: Худож. лит., 1967. Т. 7. С. 54.
26. Платонов А. Счастливая Москва. Очерки и рассказы 1930-х годов. М.: Время, 2011. С. 36.
27. В плане фаустовского сюжета фамилия героя перекликается с именем исторического Фауста: Георгиус Сабелликус Фаустус (Шульц Р. Отзвуки фаустовской традиции и тайнописи в творчестве Пушкина. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2006. С. 20).
28. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни / Пер. с нем. Н. Ман. М.: Худож. лит., 1981. С. 534.
29. Цит. по: Шульц Р. Отзвуки фаустовской традиции и тайнописи в творчестве Пушкина. С. 27.
30. Платонов А. Ноев ковчег. Драматургия. М.: Вагриус, 2006. С. 159.
31. Шульц Р. Указ. соч. С. 22.
32. Платонов А. Счастливая Москва. Очерки и рассказы 1930-х годов. С. 20.
33. Верещагин Е.М. Плачевный конец Симона Волхва // Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. М.: Наука, 1996. С. 149.
34. Шульц Р. Указ. соч. С. 39.
36. Платонов А. Счастливая Москва. С. 91.
37. Подробнее см.: Проскурина Е.Н. Жанровая рецепция мифа в прозе А. Платонова: Л.В. Ярошенко. Жанр романа-мифа в творчестве А. Платонова. Гродно, 2004 // Сиб. филол. журн. 2008. № 1. С. 205-206.
39. Подробно см.: Проскурина Е.Н. Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова конца 20-х - 30-х годов (на материале повести «Котлован»). Новосибирск, 2001. С. 59-83.
40. Гейман Б.Я. Петербург в «Фаусте» Гете (К творческой истории 2-й части «Фауста») // Доклады и сообщения Филологического института Ленинградского университета. Вып. 2. Л.: Наука, 1950. С. 67-68. См. также: Алексеев М.П. Заметки на полях. 4. К «Сцене из Фауста» Пушкина // Временник Пушкинской Комиссии 1976. Л.: Наука, 1979. С. 85-86; Дебюзер Л. Тайнопись в романе «Счастливая Москва». С. 633; Шульц Р. Указ. соч. С. 283, 290.
41. Адамович Г. Шинель // Независимая газета. 1993. 1 сент.
42. О межтекстовых связях «Котлована», «Усомнившегося Макара» и «Медного Всадника» см.: Проскурина Е.Н. След «Медного Всадника» в «Котловане» // Критика и семиотика. № 10. Новосибирск; М., 2006. С. 142-166.
43. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1985. Т. 1. С. 359.
44. Экспликацией меланхолии как «фаустовского настроения» является картина-загадка художника-мистика А. Дюрера с одноименным названием.