С. А. Салова
СТИХОТВОРЕНИЕ Г.Р. ДЕРЖАВИНА "ФИЛОСОФЫ, ПЬЯНЫЙ И ТРЕЗВЫЙ": ПОИСК ИДЕАЛА "ФИЛОСОФСКОЙ ЖИЗНИ"
(XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. - М., 2004. - С. 290-303)
Литература
1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб., 1994. - С. 22.
2. Державин Г.Р. Сочинения. - СПб., 2002. - С. 673.
3. Содержание записки засвидетельствовано Я. Гротом: Грот Я. Жизнь Державина…, с. 384.
4. Державин Г.Р. Анакреонтические песни. - М., 1986. - С. 435. Стихотворение «Философы, пьяный и трезвый», комментарии и примечания к нему будут цитироваться в дальнейшем по этому изданию указанием в тексте аббревиатуры АП и номера страницы.
5. Державин Г.Р. Оды. - Л., 1985. - С. 323.
6. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. - СПб., 2002. - С. 243.
7. Марасинова Е.Н. Русский дворянин второй половины XVIII в. (социопсихология личности) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1991. № 1. - С. 18.
8. См.: Марасинова Е.Н. Русский дворянин второй половины XVIII в…, там же.
9. Аристид, или Истинный патриот. - М., 1785. - С. 16.
10. Аристид, или Истинный патриот…, с. 47.
11. Аристид, или Истинный патриот…, с. 175.
12. Аристипп // Утренний свет. Ч. V. Март. - СПб.,1779. - С. 207.
13. Цит. по: Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). - М., 1995. - С. 111.
14. Гельвеций К.А. Об уме. - М., 1938. - С. 85.
15. Гельвеций К.А. Об уме…, с. 87.
16. См.: Гельвеций К.А. Об уме…, там же.
17. Укажем попутно на существование косвенного доказательства того, что Державину были известны и основные положения работы Гельвеция «О человеке», где получила дальнейшее развитие мысль о влиянии политического строя на нравы людей. По логике этого философа, в деспотическом государстве человек для достижения личного счастья вынужден угождать деспоту, прибегать к обману, насилию и воровству: «Тираны благодаря роскоши и изнеженности укрепились на троне; они поработили народ. Тогда не появляются больше возвышенные добродетели, которые своим примером могли бы еще быть столь полезными миру. Зародыши героизма задушены» (Гельвеций К.А. О человеке. - М., 1938. - С. 163). Не исключено, что данный тезис послужил для Державина той призмой, сквозь которую он оценивал поведение Аристиппа, не считавшего зазорным, как засвидетельствовал в своей статье А. Кутузов, унижаться перед тираном Денисом, чтобы получить желаемое.
Источник текста - Французская литература XVII-XVIII вв. Сайт Натальи Пахсарьян.