Л. И. Сигида
ОБ ИСТОКАХ РАЗОЧАРОВАНИЯ И СКЕПСИСА ГЕРОЕВ КАРАМЗИНА
(XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. - М., 2004. - С. 327-344)
Литература
1. Карамзин Н.М. Евгений и Юлия: русская истинная повесть // Детское чтение для сердца и разума, 1789. С. XVIII. Далее цитируется по этому изданию.
2. Сиповский В.В. Очерки из истории русского романа. Т. I. Вып. 2-ой (ХVIII-ый век). - Спб., 1910. - С. 605.
3. См.: Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. - Л., 1978.
4. О Карамзине и масонах см.: Грот Я. Очерк деятельности и личности Карамзина. - СПб., 1861; Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. - СПб., 1903; Сиповский В.В. Н.М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника». - СПб., 1899; Сахаров В.И. Н.М. Карамзин и вольные каменщики: историко-биографические аспекты // Масонство и русская литература ХVIII - начала ХIХ вв. - М., 2000. -С. 144 - 155.
5. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. - Пг., 1917. - С. 145.
6. Бозалдаб // Утренний свет. - 1777. - Ч. I, октябрь. - С. 169 - 170.
7.См.: Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. - СПб. - М., 1881.
8. Московский журнал, 1792, ч. VI, кн. 3. Цитируется по этому изданию.
9. Например: Львов П. Российская Памела. - Спб., 1755; Херасков М. Полидор, сын Кадма и Гармонии; Эмин Н.Ф. Роза, полусправедливая и оригинальная повесть. - Ч. 1, 2. - СПб., 1788.
10. Лотман Ю.М. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина (к структуре массового сознания ХVIII века) // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. - М. - Л., 1966. - С. 282.
11. Орлов П.А. Русский сентиментализм.- М., 1977. - C. 210 - 211. Г. Гуковский, напротив, считал, что социальные мотивы в повести отсутствуют. См.: Гуковский Г.А. Русская литература ХVIII века. - М., 1939. - С. 506 - 507; см. также: Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // XVIII век. Сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении ХVIII - начала ХIХ века. - Л., 1969. - С. 263.
12. Булич Н.Н. Биографический очерк Н.М. Карамзина и развитие его литературной деятельности. - Казань, 1886. - С. 108.
13. Кросс А. Разновидности идиллии в творчестве Карамзина // ХVIII век. Сб. 8…, с. 222 - 224.
14. В системе карамзинистских мотивов камень - символ отсутствия души. «Камни представляют самый печальный и грубый образ бытия» (Муравьёв М.Н. Полн. собр. соч. - СПб., 1820. - Ч. 3. - С. 237).
15. О мотиве денег в повести см.: Орлов П.А. Русский сентиментализм…, с. 213 - 214.
16. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. - М., 1995. - С. 80 - 89.
17. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М., 1987. - С. 186.
18. См.: Строганов М.В. «Чёрная шаль» и русская месть в творчестве Пушкина // Мир романтизма. - Тверь, 2002. - С. 261 - 267.
19. Аглая, кн.1 - М., 1794. Далее цитируется по этому изданию.
20. В.Э. Вацуро писал о том, что в повести «есть ощущение глубокой трагичности конкретных форм исторического бытия» (Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // ХVIII век. Сб. 8…, с. 207 - 208).
21. Маслов В.И. Оссианизм Карамзина. - Прилуки, 1928.
22. Аглая, кн.2. - М., 1795. Далее цитируется по этому изданию.
23. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. - Спб.,1913. -С199.
24. Гольбах П.А. Катехизис природы // Гольбах П.А. Избр. произведения в 2-х томах. - Т. 2. - М., 1963. - С. 11 - 12.
25. Карамзин Н.М. Разговор о счастии. - М., 1797. - С. 23.
26. Карамзин Н.М. Разговор о счастии…, с. 42.
27. Вестник Европы, 1802. - Ч. III. - № 12. Далее цитируется по этому изданию.
28. О типологии героя светского общества см.: Сиповский В.В. Роман ХVIII века как показатель бытовой жизни // Очерки по истории русского романа и повести. Т. 1. - СПб., 1909 - 1910. - С. 215 - 235.
29. Эйхенбаум Б.М. Карамзин // Сквозь литературу. - Л., 1924. - С. 45.
30. Кочеткова Н.Д. Утверждение жанра в литературе сентиментализма и переход к новым поискам // Русская повесть ХIХ века. - Л., 1973. - С. 73.
31. Купреянова Е.Н., Назарова Л.Н. Русский роман первой четверти ХIХ века. От сентиментальной повести к роману // История русского романа в двух томах. - М. - Л., 1962. - С. 73.
32. О традиции воспроизведения в русской литературе отрицательных типов дворян см.: Кочеткова Н.Д. Утверждение жанра…, с. 73.
33. См.: Канунова Ф.З. Из истории русской повести. Томск, 1967. - С. 137 - 138. Напротив, Ю.Лотман считал, что в герое отражён взгляд на природу человека, которая представлялась Карамзину «врождённо злой» (см.: Лотман Ю.М. Эволюция мировоззрения Карамзина // Ученые записки Тартуского гос. университета. - 1957. - Вып. 51. - С. 158). С таким мнением можно согласиться, если иметь в виду не «врождённо злую», но «повреждённую» первородным грехом природу человека.
34. Вестник Европы, 1803. - Ч. VII. - № 2. Далее цитируется по этому изданию.
35..Лотман Ю.М. Эволюция мировоззрения Карамзина…, с. 161.
36. Известие о Марфе-посаднице, взятое из жития св. Зосимы // Карамзин Н.М. Избр. произв. Т. 2. - С. 316.
37. См.: Фёдоров В.И. Историческая повесть Н.М. Карамзина «Марфа-Посадница» // Ученые Записки МГПИ им. В.П.Потёмкина. - Т. ХVIII. Кафедра русской литературы. Вып. 6. - М., 1957. - С. 120. Крестова Л.В. Древнерусская повесть как один из источников повестей Н.М. Карамзина «Райская птичка», «Остров Борнгольм», «Марфа Посадница» // Исследования и материалы по древнерусской литературе. - М., 1961. - С. 221.
Источник текста -