О. В. Творогов
СВОЕ И ЧУЖОЕ: ПЕРЕВОДНЫЕ И ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ В ДРЕВНЕРУССКИХ СБОРНИКАХ XII-XIV ВЕКОВ
(Русская литература. - Л., 1988. - № 3. - С. 135-145)
* * *
* * *
Примечания
1. Еремин И. П. О византийском влиянии в болгарской и древнерусской литературах IX-XII вв. - В кн.: Славянские литературы: Доклады советской делегации. V Международный съезд славистов. М., 1963, с. 5-13; Мещерский Я. А. 1) Проблемы изучения славяно-русской переводной литературы XI-XV вв. - ТОДРЛ, 1964, т. 20, с. 180-231; 2) Источники и состав древней славянорусской письменности IX-XV вв. Л., 1978.
2. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973, с. 15-35.
3. Соболевский А. М. 1) Особенности русских переводов домонгольского периода (1893). - В кн.: Соболевский А. И. История русского литературного языка. Л., 1980, с. 134-147; 2) Переводная литература Московской Руси XIV-XVII веков: Библиографические материалы. СПб., 1903, с. 1-23.
4. Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы до московского периода (11-13 вв.). Пгр., 1922, с. 4. На этот перечень в основном ориентируется и пространный раздел о переводной литературе в первом томе академической Истории русской литературы (М.; Л., 1941).
5. Предварительный список славянорусских рукописей XI-XIV вв., хранящихся в СССР: (Для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, до конца XIV в. включительно). - В кн.: Археографический ежегодник за 1965 год. М., 1966, с. 177-272. Впоследствии вышел в свет первый том «Сводного каталога славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР», содержащий описание рукописей XI-XIII веков (М., 1984).
6. Творогов О. В. Древнерусская книжность XI-XIII веков: (О Каталоге памятников). - В кн.: Духовная культура славянских народов: Литература. Фольклор. История. Л., 1983, с. 5-18.
7. Характеристику состава этих сборников см.: Творогов О. В. Древнерусские четьи-сборники XII-XIV вв.: (Статья первая) - ТОДРЛ, 1988, т. 41, с. 197-214. Вторая статья, содержащая описание житий, входящих в состав сборников, находится в печати.
8. Описание сборников Чудовского «обр. № 21, 22 и 23 любезно сделал по моей просьбе А. А. Турилов, описание сборника Саровской пустыни - В. В. Калугин. Пользуюсь случаем сердечно поблагодарить их обоих.
9. См. подробнее: Лихачев Д. С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе. - В кн.: История русского романа. М.; Л., 1962, с. 26-30.
10. Адрианова-Перетц В. П. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI-XIII вв. - В кн.: Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л., 1970, с. 68-69.
11. История русской литературы: В 10-ти т. М.; Л., 1941, т. 1, с. 87-101. Впрочем, нужно учитывать, что М. О. Скрипиль говорит здесь о литературе XI-XIII веков, а мы берем также век XIV, но едва ли грань между рукописями XI-XIII веков и XIV века четко осознавалась и учитывалась в этом обзоре, тем более что в списках XIV века несомненно дошли жития, переведенные ранее.
12. Подчеркнем, что речь идет только о житиях сохранившихся в сборниках. Кроме того, ряд житий дошел до нас в отдельных фрагментах XI века (жития Евфросинии, Кондрата, Никиты Исповедника, Феклы; в Изборнике 1076 года читаются фрагменты из житий Ксенофонта, Феодоры Александрийской, Нифонта Констанцского, Синклитикии); только в отдельном списке XIV-XV веков известно «Житие Василия Нового».
13. Перевод житий Симеона Столпника, Пелагеи, Марии Египетской, Филарета Милостивого, Алексия Человека Божьего и др. с греческого на современный русский язык см.: Византийские легенды / Изд. подготовила С. В. Полякова. Л., 1972 (сер. «Литературные памятники »). Сказание об Евстафий Плакиде опубликовано в кн.: Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980.
14. О использовании Нестором переводной агиографии см.: Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора. - ИОРЯС, 1914, т. 19, кн. 1, с. 146-155. Впрочем, степень зависимости от греческих образцов была, на мой взгляд, преувеличена исследователем.
15. Дмитриев Л. Л. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв.: Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л, 1973, с. 14.
16. Списки Пролога, содержащие «Житие Леонтия Ростовского», относятся к концу XIV века, а не к XIII веку, как указывает Г. Ю. Филипповский (Филипповский Г. Ю. Житие Леонтия Ростовского. - В кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI-первая половина XIV в. Л., 1987, с. 160). Названная им рукопись (ГБЛ, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 745) - это не Пролог, а сборник, к тому же датируемый первой половиной XV века. См.: Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР: (Для Сводного каталога рукописных книг, хранящихся в СССР). М., 1986, № 1361.
17. Некрасов И. Зарождение национальной литературы в Северной Руси. Одесса, 1870, ч. 1, с. 31-32.
18. Сведения о изданиях и исследованиях упомянутых житий см. в кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси.
19. Таков, например, сборник ГБЛ, собр. Румянцева, № 406, XV века, содержащий шесть или семь (одна атрибуция спорна) гомилий Феодосия Печерского: «о терпении и любви», «о милостыне», «о смирении», «о хождении к церкви и о молитве» и т. д.
20. См. о них: Калиновская В. Н. К изучению древнейших русских поучений и слов против пьянства. - В кн.: Древнерусская литература: Источниковедение. Сборник научных трудов. Л., 1984, с. 55-63.
21. См. например: Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916, т. 1.
22. Тематика дидактических поучений, входящих в «Измарагд» и в переводной сборник афоризмов и сентенций «Пчелу » (старший список относится к XIV веку), обстоятельно рассмотрена в работах В. П. Адриановой-Перетц: «Человек в учительной литературе древней Руси» (ТОДРЛ, 1972, т. 27, с. 3-68) и «К вопросу о круге чтения древнерусского писателя» (ТОДРЛ, 1974, т. 28, с 3-29).
23. См. о них: Черторицкая Т. В. О начальных этапах формирования древнерусских литературных сборников Златоуст и Торжественник (триодного типа). - В кн.: Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980, с. 96-114.
24. Подробнее об этом см.: Творогов О. В. Древнерусские четьи - сборники XII-XIV вв.: (Статья первая).
25. И. П. Еремин насчитывал 8 принадлежащих ему гомилий триодного цикла. Здесь учтена также гомилия на пятую педелю после Пасхи, которая атрибутировалась Кириллу Туровскому М. И. Сухомлиновым; но характерно, что эта гомилия встречается лишь в одном сборнике, содержащем произведения Кирилла (ГПБ, F. п. I. 39); это подтверждает сомнения И. П. Еремина (см.: Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского. - ТОДРЛ, 1955, т. 11, с. 349).
26. Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.) / Сост. вступ. статья, подг. древнерусских текстов и комментарии Т. В. Черторицкой. М., 1987.
27. Ипатьевская летопись. - ПСРЛ, 1965, т. 2, стлб. 340.
28. О творчестве Климента Смолятича см.: Никольский Н. О литературных трудах Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892. Издание текста см.: Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980, с. 283-289.
29. Текст апокрифа см.: Памятники литературы Древней Руси, с. 154-165.
30. Бобров А. Г. «Сказание Афродитиана» в домонгольском переводе: (вопросы текстологии). - В кн.: Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984, с. 18-30. А. Г. Бобровым обнаружен еще один список этого апокрифа - в составе «Паренесиса» Ефрема Сирина (ГПБ, F. 1.202), датируемом, как показал исследователь, концом XIV века.
31. Иеремию отождествляли с попом Богумиром, идеологом богомильской ереси. Но М. Соколов показал неосновательность этого отождествления (см.: Соколов М. Материалы и заметки по старинной славянской литературе. М., 1888, вып. 1, с. 73-211).
32. Так, не учтены пока все списки, входящие в состав компилятивных памятников, не обследованы русские сборники в зарубежных собраниях и т. д.