А. В. Белобратов
ТОМАС БЕРНХАРД: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
(Иностранная литература. - М., 2010. - № 2)
Литература
1. А. В. Михайлов. Воспоминания о неузнанном [На смерть Томаса Бернхарда] // Театральная жизнь. 1989. № 21. С. 15.
2. Венделин Шмидт-Денглер (1942-2008) - венский профессор-германист, непревзойденный знаток литературной жизни Австрии, еще десять лет назад отметил, что Бернхарду “удалось завоевать позицию классика современной литературы”. В. Шмидт-Денглер. Томас Бернхард: смысл и значение / Перев. А. Белобратова // Т. Бернхард. Стужа. Перев. Владимира Фадеева. - СПб., 2000 (Австрийская библиотека в Санкт-Петербурге).
3. М. Рудницкий. По ту сторону видимости // Т. Бернхард. Видимость обманчива и другие пьесы / Сост. и перев. Михаила Рудницкого. - М., 1999. С. 5.
4. Два эпизода, связанные с присуждением Бернхарду премии Грильпарцера и Австрийской государственной премии, писатель включил в повесть “Племянник Витгенштейна” (“ИЛ”, 2003, № 2. Перев. Татьяны Баскаковой).
5. Т. Бернхард “Все во мне...”: Автобиография / Перев. Риты Райт-Ковалевой. - СПб., 2006. С. 142.
6. Н. С. Павлова точно описывает особенности “жанрового конгломерата”, созданного Бернхардом, выделяя традицию анекдота, технику поношения, исповедальность и притчевый характер его произведений. Н. С. Павлова. Природа реальности в австрийской литературе. - М., 2005. С. 268 - 297.
8. Р. Музиль. Человек без свойств. Кн. 1 / Перев. Соломона Апта. - М., 1984. С. 729.
9. Т. Бернхард. Избранное. Рассказы и повести / Сост. и предисл. Ю. Архипова. – М., 1983.
10. Т. Бернхард. Старые мастера / Перев. Б. Хлебникова // Альманах немецкой литературы. Вып. 5. - М., 1995. С. 5-208.
11. В русском переводе публикуется чуть больше трети входящих в книгу текстов.
12. В 1959 г. Бернхард выпустил сборник малой прозы “Происшествия” (несколько текстов переведены на русский и опубликованы Т. Баскаковой в журнале “Креатив”, 2005).
13. По мнению С. А. Ромашко, “имитация устной речи служит одним из основных средств организации текста” у Бернхарда. С. А. Ромашко. Достоевский и Томас Бернхард: говорящий субъект как организующий момент текста // Вопросы филологии, 2004. № 1 (16). С. 81.
14. Д. В. Затонский отмечает: “Бернхардовский мир - это мир странных безумцев, невольных убийц и последовательных самоубийц”. См.: Д. В. Затонский. Австрийская литература в ХХ столетии. - М., 1985. С. 387.
15. “Гольдберг-вариации” Баха начинаются с арии, затем следует тридцать вариаций, которые завершаются кводлибетом.
16. “Изничтожение: распад” (Auslöschung. Ein Zerfall, 1986) - так называется последний роман Бернхарда.