В. Г. Борухович
ЕГИПЕТ В КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ
(Античный мир и археология. - Вып. 2. - Саратов, 1974. - С. 23-31)
Примечания
1. О глубокой древности этого рассказа свидетельствует и употребленное там слово δέπας, по поводу которого Шантрен (Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la lange grecque. P., 1968, S. V) пишет: Очень древнее слово, обозначающее объект, с трудом поддающийся идентификации…». Ср. также у Стесихора: «Гелиос, сын Гиперионов, в чашу вошел золотую (δέπας ἐσκατέβαινε χρύσεον) чтоб, реку Океан переплывши, достигнуть глубины обиталища сумрачной ночи…» (перев. В. Вересаева).
2. Breasted J. H. Geschichte Aegyptens. Phaidon-Ausgabe, 1936, s. 90.
3. Zucker F. Athen und Ägypten (Aus Antike und Orient, Festschrift Schubart). Leipzig, 1950, S. 149.
4. Mette H. Der verlorene Aischylos. B., 1963, S. 50.
6. Sinko I. Zarys literatury greckiey, t. I. Wars., 159, s. 344.
7. См. Peretti A. Eschilo ed Anassagora sulle piene del Nilo, Studi italiani di filologia classica. 1956, v. XXVII-XXVIII, p 374.
8. Эсхил идентифицирует египетского бога Сета с Тифоном (см. Kranz W. Stasimon, Untersuchungen zu Form und Gehalt d. griech. Tragödie. Berlin, 1933, S. 98; Luria S. Demokrit, Orphiker und Aegypten. EOS, 1961, S. 24).
10. См. How W., Wells J. A commentary on Herodotus. Oxf., 1957, 1, p. 169.
11. См. нашу статью «Египет и греки в VI-V веках до н. э. в «Уч. зап. Горьк. ун-та», 1965; № 67, с. 85.
12. См. нашу статью «Античные авторы о производстве папируса» в «Уч. зап. Горьк. ун-та», 1961, № 52, с. 410.
14. О египетской эндогамии и отношении к ней Эсхила см. Thomson G. Aischylos und Athen. Berlin, 1957, S. 319.
15. Брэстед Д. История Египта. Т. I, 1915, с. 284.
16. Там же, с. 294. См. также прим. к с. 102.
17. Meillet, Benveniste. Grammaire du vieux perse. 1935, p. 25. В Накширустемской (B) надписи царь Дарий говорит о себе: «То, что справедливо, это мое желание… не сердит я. То (чувство), которое в моем гневе возникает, полностью я сдерживаю сердцем» (см. Струве В. В. Геродот и политические течения в Персии эпохи Дария I. - ВДИ, 1948, № 3, с. 12 слл).
18. См. нашу заметку «К тексту “Персов” Эсхила». - Доклады и сообщения филологического института ЛГУ, вып. 3, 1951, с. 283.
19. См. нашу статью «Египет и греки в VI-V веках до н. э.», с. 106.
20. См. Schmid W., Stählin O. Gesch. d. Griech. Lit. I. B. IV. München, 1946, S. 73, 79 u. a.
22. У Платона мы находим пространный рассказ о Навкратисе и его боге Тоте, которому был посвящен ибис (Plato, Phaedr., 274C-D).
23. См. Лурье С. Я. Геродот. М.; Л., 1947, с. 21; его же. Очерки по истории античной науки. 1947, с. 361 (прим. 11). О заимствовании Софоклом этого же мотива см. How W., Wells J. Op. cit., I, p. 179.
24. Schmid W., Stählin O. Op. cit., III, H. I. H., 1940, S. 502. См. также Premerstein A. Über den Mythos in Euripides Helene. Philologus, B. 55, 1896, S. 633 ff.
25. Дильс (Hermes, XXII, 1887, s. 441 ff.) показал, что миф о пребывании Елены у Протея восходит к Гекатею.
26. Schmid W., Staählin O. Op. cit., III, H. 1, S. 514, anm. 7.
27. How W., Wells J. Op. cit., I, p. 195; Zucker F. Op. cit., S. 156.