Ю. Н. Бучилина
АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ОСНОВА "ПЕСНИ О НИБЕЛУНГАХ"
(Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2007. - № 4. - С. 183-186)
Список литературы и примечания
1. На этом положении особенно настаивал С.М. Боура.
2. Именно брак с тотемическим супругом первоначально являлся сказочно-мифологическим изображением нормального брака, то есть экзогамного, за пределами своего рода. Он противопоставлялся «неправильному» инцестуальному браку. Интересно, что если «другой» род выступал частично в зооморфном виде, то «свой» род представал антропоморфным.
3. Ещё юнцом безусым был королевич смелый, / А уж везде и всюду хвала ему гремела… / Стал скоро в состоянье носить доспехи он, / Затем что был с рожденья бесстрашен и силён… (перевод Ю. Коренева) [12, с. 361-362].
4. Интересная параллель находится в немецкой поэме «Орендель» конца XII в., её главный герой находит серый хитон, некогда облекавший тело Христово, у которого та же функция, что и у роговой оболочки Зигфрида, а именно он делает своего владельца неуязвимым. Таким образом, этот мотив был довольно распространённым.
5. Ответил Хаген: «Витязь, коль жажда вас томит, / Не погнушайтесь кровью тех, кто в бою убит, - / Она в подобном пекле полезней, чем вино. / К тому ж других напитков тут не сыщешь всё равно» [12, с. 598].
6. Так, во всяком случае, ясно из текста поэмы, по более древним сказаниям, Хаген - сын альба, злобного существа, убитого отцом Сигурда, поэтому он мстит Сигурду за отца.
7. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. - М.: РГГУ, 1994. - 136 с.
8. Das Nibelungenlied. Düsseldorf-Zürich: Artemis & Winker, 2005. 855 S.
9. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах / Вступ. статья В.М. Жирмунского. - М.: Ин. лит, 1960. - 488 с.
10. История всемирной литературы / Под ред. Х.Г. Короглы, А.Д. Михайлова. Т. 2. - М.: Наука, 1984. - 672 с.
11. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. - М.-Л.: ГИХЛ, 1962. - 437 с.
12. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М.: ИХЛ, 1975. - 752 с.