Р. Ю. Данилевский
ВИЛАНД И ЕГО "ИСТОРИЯ АБДЕРИТОВ"
(Виланд К. М. История абдеритов. - М., 1978)
* * *
Литература
1. В речи, посвященной памяти писателя (1813). См.: Goethes Werke in 60 Bänden, Sophien Ausgabe, Bd. 36. Weimar, 1893. S. 318.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 575 (курсив мой. - Р. Д.)
3. Тронская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Л., 1962, с. 125.
4. Письмо к Ф. Ю. Риделю от 15 декабря 1768 г. См.: Auswahl denkwürdiger Briefe von С. M. Wieland. Bd. 1. Wien, 1815, S. 234.
5. См.: Тронская M. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения, с. 11 и след.; Пуришев Б. И. Виланд. - В кн.: История немецкой литературы в пяти томах, т. 2. М., "Наука", 1963, с. 179-202.
6. Биографические данные о Виланде см. в указанной выше работе Б. И. Пуришева, а также в кн.: Bohm H. Einleitung. - In: Wielands Werke in vier Bänden, Bd. 1. Berlin, Weimar, 1969, S. III - XLII; Prohle H. Wielands Leben. - In: Wielands Werke, Teil I (Deutsche Natianal Literatur, Bd. 51). Berlin, Stuttgart, o. J., S. IX - C; Sengle Fr. Wieland. Stuttgart 1949.
7. См. об этом: История немецкой литературы в пяти томах, т. 2, с. 163.
8. Shakespeare theatralische Werke. Aus dem Englischen übersetzt von Herrn Wieland, VIII Bande. Zurich, 1762-1766.
9. Auswahl denkwürdiger Briefe, Bd. 2, S. 292. Известие о смерти английского писателя вызвало в одном из писем Виланда настоящий гимн Стерну. "Среди рожденных женщиной не было автора, чувства которого, юмор и образ мысли полнее совпадали бы с моими; который так наставлял бы меня; который так прекрасно выражал бы то, что чувствовал я тысячу раз, не умея или не желая выразить этого" (там же, т. 1, с. 231-232).
10. См.: Михайлов А. В. Эстетический мир Шефтсбери. - В кн.: Шефтсбери. Эстетические опыты. ( Литературные памятники ). М., "Наука", 1975, с. 7 - 76. О влиянии Шефтсбери на Виланда см.: Stettner L. Das philosophische System Shaftesburys und Wielands Agathon. Halle, 1929.
11. Второе издание романа - 1773 г., третье - 1798 г.
12. О воспитании личности писали и до Виланда (Фенелон, Рамсей и др.), но он отличался умением лепить живые характеры. См.: Wildstake К. Wielands "Agathon" und der französische Bildungsroman von Fönelons "Telemach" bis Barthälemys "Anacharsis". München, 1933.
13. Антируссоистские сочинения Виланда были собраны в "Очерках тайной истории человеческого разума и сердца" ("Beitrаge zur geheimen Geschichte des menschlichen Verstandes und Herzens", 1801).
14. Auswahl denkwürdiger Briefe, Bd. 1, S. 35.
15. Письмо к С. Геснеру от 18 октября 1769 г. (там же, с. 98).
16. О критических выступлениях против Виланда см.: Kluth К. Wieland im Urteile der vorklassischen Zeit. Greifswald, 1927.
17. Гете ранее высмеял писателя в драматическом фарсе tBora, герои и Виланд" (1774). Об отношениях Виланда и Гете см.: SengU Ft. Arbeiten zur deutschen Literatur, 1750-1850. Stuttgart, 1965, S. 24-45.
18. См.: Hirzel L. Wielands Beziehungen zu den deutschen Romantikern. Bern, 1904,
19. См.: Anger A. Literarisches Rokoko. Stuttgart, 1962.
20. Русский перевод романа носил название "Новый Дон Кишот" (М., 1782). Фрагмент этого произведения вновь переведен в кн.: Немецкие волшебно-сатирические сказки. Изд. подготовил А. А. Морозов ("Литературные памятники"). Л., "Наука", 1972, с. 5 - 59.
21. Подробную характеристику их см.: Пуришев Б. И. Виланд, с. 187-190.
22. Кроме Виланда, который являлся автором большинства сказок, в издании принимали участие Ф. Г. Эйнзидель и И. А. Либескинд.
23. С этой мечтой, однако, Виланду было трудно расстаться. В 1804 г. в беседе с писательницей Ж. де Сталь он с горечью признал безуспешность попыток "хвататься за спицы колеса" современных событии. Но в письме к другу оп, тем не менее, повторил, что не перестает надеяться на то, что книги в конце концов повлияют на поступки государственных деятелей. См.: Literarische Zustände und Zeitgenossen. In: Schilderungen aus K. A. Bottigärs handschriftlichen Nachlasse, hrsg. von K. W. Bottiger, Bd. I. Leipzig, 1838, S. 263-204.
24. О восприятии античного искусства в Германии XVIII в. см.: История немецкой литературы в пяти томах, т. 2, с. 106 и след.; Ephraim Ch. Wandel des Griechenbilders im achtzehnten Jahrhundert. Berlin, Leipzig, 1936.
25. Goethes Werke in 60 Bänden, Bd. 37. Weimar, 1896, S. 232.
26. Виланд скончался в Османштедте 20 января 1813 г.
27. Карамзин Н. И. Избр. соч. в двух томах, т. 1. М. - Л., 1964, с. 171. В нарисованном здесь портрете Виланда заметна разочарованность русского писателя: Карамзин мечтал увидеть "серафического" поэта, каким Виланд давно уже не был. Восторженное отношение к Виланду как к чувствительному моралисту было выражено в письме Карамзина к нему от 4 декабря 1789 г. См. мою работу: Виланд в русской литературе - В кн.: От классицизма к романтизму. Из истории международных связей русской литературы. Л., "Наука", 1970, с. 338-350.
28. Подробнее о жанре "Разговоров" см.: Пуришев Б. В. Виланд, с. 188-201. Часть рукописи "Разговоров с глазу на глаз" автор подарил К. Моргенштерну, профессору Дерптского университета. Таким образом, политические работы Виланда попадали в пределы Российской империи при жизни писателя, минуя жестокую цензуру Екатерины II и Павла I.
29. См.: Auswahl denkwürdiger Briefe. Rd. 1, S. 152-154.
30. См.: Literarische Zustände und Zeitgenossen, Bd. I, S. 140.
31. Виланд относил Лукиана, Рабле и Стерна к своему "настольному чтению". См. там же, т. I, с. 166.
32. Слова Ф. Энгельса (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 469).
33. Goethies Wcrke in 60 Bänden, Bd. 36, S. 327.
34. Тронская M. Д. Немецкая сатира эпохи Просвещения, с. 126. См. также: Steinberger J. Lucians Einfluss auf Wieland. Göttingen, 1902.
35. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Перевод и примечания А. А. Франковского. М. - Л., 1949, с. 223.
36. О композиции "Истории абдеритов" см.: Тронская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения, с. 137.
37. О связях эпизодов "Истории абдеритов" с фактами биографии Виланда см.: Тройская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения, с. 123 и след.; Seuffert В. Wielands Abderiten. Berlin, 1878.
38. Цит. по кн.: Тронская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения, с. 133.
39. Там же, с. 132. Ср. вариант этой же мысли в "Ключе к истории абдеритов".
40. См.: Тронская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения, с. 132.
41. См. там же, с. 12. Виланд считал свой роман "обобщающий картиной глупостей и чудачеств всего рода человеческого, а в особенности нашей нации и нашего времени" (см. там же, с. 124). Ближайшими предшественниками Виланда в этом роде антифеодальной сатиры являлись X. Л. Дисков (1701-1760) и Г. В. Рабенер (1714-1771), однако создатель "Истории абдеритов" намного превосходил их своим мастерством.
43. Answahl denkwürdiger Briefe, Bd. 1, S. 317.
44. См: Пуришев Б. И. Виланд, с. 192.
45. Слова К. Маркса из "Немецкой идеологии" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 126).
46. О теме Абдеры в литературе см.: Hermann К. F. Gesammelte Abhandlungen and Beiträge zur klassischen Literatur und Altertumswissenschaft. Gфttingen, 1849, S. 90 112.
47. Об этом жанре см. статью Ф. Энгельса "Немецкие народные книги" (Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 344-352).
48. В письме к Ф. Ю. Риделю от 26 октября 1768 г. Виланд записал имя Мошероша рядом с именем Рабле и своим собственным (Auswahl denkwürdiger Briefe, Bd. 1, S. 219).
49. См.: Сиповский В. В. К литературной истории "Истории села Горюхина". В кн.: Пушкин и его современники, вып. 4. СПб., 1906, с. 47-58.
50. Виланд принимал участие в издании сатирических "Писем о монашестве" (Цюрих, 1787), в которых монахи изображались в виде "толстых лягушек" (см.: Тронская U. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения, с. 143). Монахи высмеяны в "Золотом зеркале" (ч. I, гл. 6).
51. Auswahl denkwürdiger Briefe, Bd. 1, S. 137-138.
52. См. об этом: Неизданные письма иностранных писателей XVIII-XIX веков из ленинградских рукописных собраний. Под ред. акад. М. П. Алексеева. М. Л., Изд-во АН СССР, 1960, с. 157-160.
53. Анализ этого эпизода см.: Тронская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения, с. 135.
54. См.: Dinkel H. Herder und Wieland. Munchen, 1959.
55. В одном из писем к писательнице Софии Ларош Виланд издевался над "филантропическим бесом воспитания", намекая на основанное Иоганном Бернгардом Базедовом в 1774 т. училище "Филантропин". См.: Auswahl denkwurdiger Briefe, Bd. 1, S. 160.
56. См.: Тронская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения, с. 145. Исследователь творчества Виланда Ф. Зенгле отмечал, что в 1949 г. власти препятствовали распространению романа в Западной Германии. См.: Sengle Fr. Wieland, S. 333.
57. Перевод см.: Звезда, № 4, с. 107-125.
58. Goethes Werke in 60 Bänden, Bd. 36. S. 322.
59. Напротив, издания Виланда вызывали неприязнь официальных инстанций. Мотивируя в 1798 г. запрещение журнала "Новый немецкий Меркурий", цензор писал, что издатель "защищает крамольников французских с едкими выражениями противу правления монархического" (ЦГИАЛ, оп. 1, д. № 193, л. 162 об.).
60. См. в моей работе: Виланд в русской литературе, с. 358-359.
61. Цит. по кн.: Bock W. Die ästhetischen Anschaungen Wielands. Berlin, 1921.