Г. Н. Ермоленко
ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ИРОНИИ В ФИЛОСОФСКОЙ ПОВЕСТИ ВОЛЬТЕРА
(XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. - М., 2004)
Литература
1. Гегель Г.Ф.В. Эстетика. Т. IV. - М., 1973. - С. 472.
2. Н.Т. Пахсарьян определяет понимание общества и человека в искусстве рококо как «скептико-иронический конформизм» (Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-1760-х годов. - Днепропетровск, 1996. - С. 205).
3. Pomeau R. La religion de Voltaire. - P., 1956. - P. 315.
4. Вольтер. Философские сочинения. - М., 1988. - С. 110, 134. В философских трактатах Вольтер не принимает целиком ни одной философской системы, поддерживает отдельные идеи того или иного философа и критикует другие. Так, он поддерживает идею чувственной природы человека Локка и отрицание им существования врожденных идей, но спорит с его отказом от идеи всеобщих моральных законов, призывая, на этот раз, в союзники Ньютона. Точно так же, признавая идеи Шефтсбери относительно естественной морали и его интерпретацию понятия «естественный человек», он не соглашается с признанием Шефтсбери и Поупом идеи предустановленной гармонии. Характерен в этом отношении трактат «Несведущий философ» (1766), где в разделе XXIX Вольтер поддерживает Локка, а в главах XXXIV-XXXV выступает против него.
5. Вольтер. Философские сочинения…, с. 660.
6. Вольтер. Философские сочинения…, с. 709.
7. См., напр., «Метафизический трактат», «Диалоги Эвгемена и Калликрата», статьи из «Философского словаря» «Атеизм», «Бог, боги», «Материя».
8. Так, в повести «Задиг, или Судьба» (1747) философский диалог моделирует сцену спора героя с ангелом Иезрадом, и включен в главу «Ужин», где изображен диспут представителей различных религий. В повести «Микромегас» (1752), изображая диспут философов-землян о душе и природе сознания, Вольтер сталкивает мнения перипатетика, картезианца, последователя Мальбранша, лейбницианца, приверженца Локка и теолога, развивающего иди Фомы Аквинского. В повести «Простодушный» (1767) в диалогах с янсенистом Гордоном завершается интеллектуальное и нравственное формирование главного героя. В повести «Уши графа Честерфилда и капеллан Гудман» (1775) диалог обрамляет и структурирует повествование.
9. Аверинцев С.С. Притча // КЛЭ. Т. 6. - М., 1971. - С. 20-21.
10. Faudemay A. Voltaire allégoriste: Essai sur les rapports entre conte et philosophie chez Voltaire. - Friburg, 1987.
11. Granderoute R. Le roman pédagogique de Fénélon à Rousseau. T. 2. - Bern etc., 1983. - P. 861.
12. Вольтер. Философские повести. - М., 1985. - С. 92, 93.
13. Вольтер. Философские повести…, с. 24.
14. Voltaire. Zadig et autres contes. - P., 1995. - P. 15.
Источник текста -