Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

Н. С. Гринбаум

ПИНДАР. СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА (ОБЩИЙ ОБЗОР)

(Индоевропейское языкознание и классическая филология - XI (чтения памяти И. М. Тронского). - СПб., 2007. - С. 54-58)


 
Настоящее исследование собственных имен у Пиндара представляет собой продолжение предыдущих работ автора, посвященных изучению языка древнегреческой лирики [1]. В частности, оно продолжает рассмотрение встречающихся у Пиндара нарицательных имен существительных [2]. Предполагается, что изучение пиндаровских собственных имен будет способствовать расширению наших представлений о мировоззрении поэта, отношении к окружавшей его среде, предпочтительности его интересов и пристрастий. Вместе с тем мы сможем получить ряд новых и дополнительных объективных сведений о характере и специфике общественных отношений Греции VI-V вв. до н. э. Анализ встречающихся у Пиндара собственных имен дает основание заключить, что они составляют значительную часть всей именной лексики в языке поэта. Их общее число можно признать относительно внушительным.
1. В группе «Боги и богини» представлены 52 имени, из них 22 мужских и 30 женских. Первые встречаются около 350, вторые - около 220 раз. Наиболее часто упоминаются: Зевс (187 раз), Аполлон (41) и Посейдон (21), с одной стороны, Гера (22), Афина (17) и Афродита (14), а также Музы (52) и Хариты (29), с другой. Наблюдается явное преобладание мужской линии над женской. Оно проявляется как в частоте упоминания богов и богинь, так и в количестве эпитетов, сопровождающих их имена. В то время как у Зевса 50 эпитетов, Аполлона - 20, Посейдона - 15, у богинь их меньше: у Афины и Афродиты по 6, у Геры - 3. Исключение составляют Музы - 16. Отличается и сам характер эпитетов. Мужские связаны, в первую очередь, с активной деятельностью и проявлением силы, женские - с заботой о мирной жизни, семейными отношениями и искусством.
2. Группа «Потомки богов» включает 37 имен. Выделяется потомство Зевса и Посейдона. Преобладают мужские имена. Боги вступают нередко в связь со смертными женщинами, богини крайне редко связывают свою судьбу со смертными мужчинами. Среди потомков богов чаще упоминаются сыновья, чем дочери. Первые называются 62 раза, вторые - 17. Вместе с тем последние сопровождаются относительно большим числом красочных эпитетов (Нереиды, Плеяды), в то время как эпитеты, характеризующие мужчин, связаны либо с их общественным положением (царь, владыка), либо с их вооружением.
3. Группой «Герои и цари» охвачены 75 имен, из них 14 героев и 61 царь. Среди героев выделяется Геракл, чье имя упомянуто Пиндаром 55 раз, а также участники похода «Семи против Фив», троянской войны и похода аргонавтов в Колхиду, имена царей рассмотрены по регионам: цари материка, островов и греческой периферии. Наибольшее внимание привлекают в этом плане Фессалия и Арголида, где встречаются соответственно 8 и 11 царских имен. Ряд из них упоминается несколько раз: Пелей, царь Фтии - 10 раз, Пелий, царь Иолка - 7; Амфитрион, царь Аргоса - 8, Адраст, царь Сикиона - 6. Среди островных можно отметить сицилийских царей Гиерона (8 раз) и Терона (5), а также саламинских царей Теламона (6) и Аякса (10). Лишь изредка упоминаются царицы: Алкмена, жена аргосского царя Амфитриона, (8 раз) и Медея, дочь колхидского царя Ээта (6). Всего имена героев и царей встречаются 286 раз, из них 108 раз имена героев и 178 - царей. Преобладают имена царей материка: они названы 98 раз, островов - 23 и периферии - 40 раз. Имена цариц попадаются лишь в 17 случаях.
4. В группе «Игры и победители» содержатся 62 имени, из них 14 - победителей олимпийских, 12 - пифийских, 11 - немейских и 8 - истмийских игр. Наиболее знамениты победители колесничных гонок (упоминаются 14 раз), боксеры (8), борцы (7) и бегуны (5). Среди гоночных победителей встречаются сицилийские цари Терон из Акраганта и Гиерон из Сиракуз, среди прочих выходцы из старинных родов Эгины, Афин и Акраганта. Кроме вышеназванных видов состязаний упомянуты: разноборье (3 раза), копьеметание (I), бег с оружием (1) и игра на флейте (1). Заслуживают внимания и спортивные соревнования мальчиков (5). Анализ имен победителей дает основание заключить, что основными центрами их подготовки были острова Сицилия и Эгина, города Фивы и Кирена.
5. В группе «Другие лица» рассматриваются 162 имени. Наиболее многочисленными оказались имена родственников победителей общегреческих игр (48), а также мифических и исторических героев (40), значительно число и женских имен (33). Реже представлены имена поэтов и музыкантов, жрецов и прорицателей. Среди мимических преобладают имена участников фиванского и троянского походов, а также похода аргонавтов. Родственники победителей игр являются в основном выходцами из генеалогического рода различных регионов. Женщины связаны, как правило, с родословной героев, их имена нередко сопровождаются положительными эпитетами.
6. Группа «Регионы, города и жители» охватывает 109 наименований. Регионы упоминаются 25 раз, города - 54 и жители - 30 раз. Среди регионов выделяется Олимпия (17 раз) и Немея (23), т. е. местности, связанные с проведением соответственно олимпийских и немейских игр. Наибольшее число эпитетов сопровождает название острова Эгина. Довольно часто упоминаются греческие города: Фивы (Беотия) и Дельфы (Фокида) - по 30 раз, Аргос (Арголида) - 15, Афины (Аттика) - 12 и Коринф (Арголида) - 8. Относительно чаще встречаются названия городов Арголиды (10 городов), Фессалии (6) и Беотии (5). Наибольшее число эпитетов у городов: Афины (9) и Фивы (4). Среди островов можно выделить Сицилию с ее городами Сиракузы (5 раз) и Акрагант (4), на периферии - Трою (13). Жителей Греции Пиндар именует эллинами (5 раз) или панэллинами (2). Из жителей городов он называет несколько раз: дельфийцев (6), афинян (4) и беотийцев (3).
7. Группа «Племена и роды» включает 66 собственных имен, из которых 16 относятся к племенным наименованиям, 15 - к родовым и 35 - к потомкам знаменитых родов. Относительно чаще упоминаются ахейцы (5 раз) и фессалийцы (4), остальные племена (ионийцы, дорийцы, эолийцы) лишь в связи с их частными поселениями в том или ином регионе. Среди древнейших родов названы Алкмениды (Афины), Клеонимиды (Фивы), Олигетиды (Коринф), Скопады (Фессалия), Эммениды (Акрагант). С ними связаны, главным образом по мужской линии, их мифические и полумифические потомки. Лишь однажды отмечено происхождение по матери. Можно выделить потомков Эакидов из Эгины (названы 11 раз), Атреидов из Арголиды (7) и Тиндаридов из Терапны (7).
8. В группе «Горы, реки и острова» рассмотрены 70 наименований, в том числе 15 - гор, 22 - рек и 19 - островов. Выделяются вершины Фессалии: Олимп упомянут 14 раз. Среди наименований рек чаще встречаются: олимпийский Алфей (15 раз), сицилийский Акрагант, беотийский Йемен. Заслуживают внимания водные источники: Касталия в Дельфах (упоминается 8 раз) и Дирка в Фивах (4). Из островов примечательны: Делос (10 раз), Эгина (10) и Сицилия (5). Истмийский перешеек назван 21 раз.
9. Группа «Определения» охватывает 89 собственных прилагательных, сопровождающих наименования, связанные с племенной принадлежностью, географическим положением регионов, а также именами богов и героев. Наиболее многочисленными оказались определения областей (26 случаев) и городов (22). Большинство собственных прилагательных употреблено однажды, несколько раз встречаются определения: пифийский (9), истмийский (3), аргосский (3), лидийский (4). Относительно редко собственные прилагательные встречаются при именах божеств и героев: Аполлон и музы (по 4 раза); Посейдон, Афродита и Геракл (по 2). Племенная принадлежность отмечается иногда: определение дорийский - 7 раз, ионийский - 4, эолийский - 3.
Подводя итог рассмотрению собственных имен у Пиндара, следует заметить, что их число - 722 уступает, естественно, количеству встречающихся у него нарицательных имен - 1190. Однако в целом собственные имена составляют существенную часть пиндаровской именной лексики. Их анализ дает основание расширить наши представления о мировоззрении поэта, восприятии им окружавшей среды, предпочтительном внимании к тем или иным ее проявлениям. Подтвержден тезис об исключительном преклонении Пиндара перед олимпийскими богами, главным образом перед их мужскими представителями и в особенности - Зевсом. Выясняется, что боги-мужчины намного свободнее вступают в брачную связь со смертными женщинами, а среди их потомков явно преобладают сыновья над дочерьми. Значительную группу составляют имена царей, что позволяет предположить их не последнюю роль в общественной жизни. Особое внимание поэта привлекают цари Фессалии и Арголиды, т. е. регионов, которым отведено важное место в истории Греции. Значительно и число победителей спортивных игр олимпийских, пифийских, немейских и истмийских. Наиболее престижными признаются, судя по числу упоминаний, колесничные гонки. Выявлены и основные центры подготовки спортсменов - острова Сицилия и Эгина. Нередко встречаются имена родственников победителей и мифических героев, участников троянской войны и похода аргонавтов в Колхиду. Среди названий регионов чаще упоминаются Олимпия и Немея, из городов - Фивы (Беотия) и Дельфы (Фокида). Важная роль в общественном устройстве страны отведена племенным и родовым объединениям, принадлежность к ним обеспечивает прочное место в жизни. Природную среду Греции определяют многочисленные горные вершины, реки и острова, наименования которых находим у Пиндара.
Изучение встречающихся у Пиндара собственных имен обогащает, таким образом, не только наши сведения о самом поэте, но и расширяет наши представления об объективных условиях и реальном состоянии греческого общества VI-V вв. до н. э.
 

Примечания

1. Н. С. Гринбаум. Язык древнегреческой хоровой лирики (Пиндар). Кишинев, 1973; Язык древнегреческой хоровой лирики (Алкман, Стесихор, Симонид, Вакхилид). Тбилиси, 1986; Именная лексика древнегреческой лирики (рукопись, в печати, 395 с.), СПб.; Глагольная лексика древнегреческой лирики (рукопись, в печати, 390 с.), СПб.

2. Н. С. Гринбаум. Художественный мир античной поэзии. Творческий поиск Пиндара. М., 1990.