(Индоевропейское языкознание и классическая филология - XI (чтения памяти И.
М. Тронского). - СПб., 2007. - С. 54-58)
Настоящее исследование собственных имен у Пиндара представляет собой продолжение
предыдущих работ автора, посвященных изучению языка древнегреческой лирики [1].
В частности, оно продолжает рассмотрение встречающихся у Пиндара нарицательных
имен существительных [2]. Предполагается, что
изучение пиндаровских собственных имен будет способствовать расширению наших
представлений о мировоззрении поэта, отношении к окружавшей его среде, предпочтительности
его интересов и пристрастий. Вместе с тем мы сможем получить ряд новых и дополнительных
объективных сведений о характере и специфике общественных отношений Греции VI-V
вв. до н. э. Анализ встречающихся у Пиндара собственных имен дает основание
заключить, что они составляют значительную часть всей именной лексики в языке
поэта. Их общее число можно признать относительно внушительным.
1. В группе «Боги и богини» представлены 52 имени, из них 22 мужских и 30
женских. Первые встречаются около 350, вторые - около 220 раз. Наиболее часто
упоминаются: Зевс (187 раз), Аполлон (41) и Посейдон (21), с одной стороны,
Гера (22), Афина (17) и Афродита (14), а также Музы (52) и Хариты (29), с другой.
Наблюдается явное преобладание мужской линии над женской. Оно проявляется как
в частоте упоминания богов и богинь, так и в количестве эпитетов, сопровождающих
их имена. В то время как у Зевса 50 эпитетов, Аполлона - 20, Посейдона - 15,
у богинь их меньше: у Афины и Афродиты по 6, у Геры - 3. Исключение составляют
Музы - 16. Отличается и сам характер эпитетов. Мужские связаны, в первую очередь,
с активной деятельностью и проявлением силы, женские - с заботой о мирной жизни,
семейными отношениями и искусством.
2. Группа «Потомки богов» включает 37 имен. Выделяется потомство Зевса и Посейдона.
Преобладают мужские имена. Боги вступают нередко в связь со смертными женщинами,
богини крайне редко связывают свою судьбу со смертными мужчинами. Среди потомков
богов чаще упоминаются сыновья, чем дочери. Первые называются 62 раза, вторые
- 17. Вместе с тем последние сопровождаются относительно большим числом красочных
эпитетов (Нереиды, Плеяды), в то время как эпитеты, характеризующие мужчин,
связаны либо с их общественным положением (царь, владыка), либо с их вооружением.
3. Группой «Герои и цари» охвачены 75 имен, из них 14 героев и 61 царь. Среди
героев выделяется Геракл, чье имя упомянуто Пиндаром 55 раз, а также участники
похода «Семи против Фив», троянской войны и похода аргонавтов в Колхиду, имена
царей рассмотрены по регионам: цари материка, островов и греческой периферии.
Наибольшее внимание привлекают в этом плане Фессалия и Арголида, где встречаются
соответственно 8 и 11 царских имен. Ряд из них упоминается несколько раз: Пелей,
царь Фтии - 10 раз, Пелий, царь Иолка - 7; Амфитрион, царь Аргоса - 8, Адраст,
царь Сикиона - 6. Среди островных можно отметить сицилийских царей Гиерона (8
раз) и Терона (5), а также саламинских царей Теламона (6) и Аякса (10). Лишь
изредка упоминаются царицы: Алкмена, жена аргосского царя Амфитриона, (8 раз)
и Медея, дочь колхидского царя Ээта (6). Всего имена героев и царей встречаются
286 раз, из них 108 раз имена героев и 178 - царей. Преобладают имена царей
материка: они названы 98 раз, островов - 23 и периферии - 40 раз. Имена цариц
попадаются лишь в 17 случаях.
4. В группе «Игры и победители» содержатся 62 имени, из них 14 - победителей
олимпийских, 12 - пифийских, 11 - немейских и 8 - истмийских игр. Наиболее знамениты
победители колесничных гонок (упоминаются 14 раз), боксеры (8), борцы (7) и
бегуны (5). Среди гоночных победителей встречаются сицилийские цари Терон из
Акраганта и Гиерон из Сиракуз, среди прочих выходцы из старинных родов Эгины,
Афин и Акраганта. Кроме вышеназванных видов состязаний упомянуты: разноборье
(3 раза), копьеметание (I), бег с оружием (1) и игра на флейте (1). Заслуживают
внимания и спортивные соревнования мальчиков (5). Анализ имен победителей дает
основание заключить, что основными центрами их подготовки были острова Сицилия
и Эгина, города Фивы и Кирена.
5. В группе «Другие лица» рассматриваются 162 имени. Наиболее многочисленными
оказались имена родственников победителей общегреческих игр (48), а также мифических
и исторических героев (40), значительно число и женских имен (33). Реже представлены
имена поэтов и музыкантов, жрецов и прорицателей. Среди мимических преобладают
имена участников фиванского и троянского походов, а также похода аргонавтов.
Родственники победителей игр являются в основном выходцами из генеалогического
рода различных регионов. Женщины связаны, как правило, с родословной героев,
их имена нередко сопровождаются положительными эпитетами.
6. Группа «Регионы, города и жители» охватывает 109 наименований. Регионы
упоминаются 25 раз, города - 54 и жители - 30 раз. Среди регионов выделяется
Олимпия (17 раз) и Немея (23), т. е. местности, связанные с проведением соответственно
олимпийских и немейских игр. Наибольшее число эпитетов сопровождает название
острова Эгина. Довольно часто упоминаются греческие города: Фивы (Беотия) и
Дельфы (Фокида) - по 30 раз, Аргос (Арголида) - 15, Афины (Аттика) - 12 и Коринф
(Арголида) - 8. Относительно чаще встречаются названия городов Арголиды (10
городов), Фессалии (6) и Беотии (5). Наибольшее число эпитетов у городов: Афины
(9) и Фивы (4). Среди островов можно выделить Сицилию с ее городами Сиракузы
(5 раз) и Акрагант (4), на периферии - Трою (13). Жителей Греции Пиндар именует
эллинами (5 раз) или панэллинами (2). Из жителей городов он называет несколько
раз: дельфийцев (6), афинян (4) и беотийцев (3).
7. Группа «Племена и роды» включает 66 собственных имен, из которых 16 относятся
к племенным наименованиям, 15 - к родовым и 35 - к потомкам знаменитых родов.
Относительно чаще упоминаются ахейцы (5 раз) и фессалийцы (4), остальные племена
(ионийцы, дорийцы, эолийцы) лишь в связи с их частными поселениями в том или
ином регионе. Среди древнейших родов названы Алкмениды (Афины), Клеонимиды (Фивы),
Олигетиды (Коринф), Скопады (Фессалия), Эммениды (Акрагант). С ними связаны,
главным образом по мужской линии, их мифические и полумифические потомки. Лишь
однажды отмечено происхождение по матери. Можно выделить потомков Эакидов из
Эгины (названы 11 раз), Атреидов из Арголиды (7) и Тиндаридов из Терапны (7).
8. В группе «Горы, реки и острова» рассмотрены 70 наименований, в том числе
15 - гор, 22 - рек и 19 - островов. Выделяются вершины Фессалии: Олимп упомянут
14 раз. Среди наименований рек чаще встречаются: олимпийский Алфей (15 раз),
сицилийский Акрагант, беотийский Йемен. Заслуживают внимания водные источники:
Касталия в Дельфах (упоминается 8 раз) и Дирка в Фивах (4). Из островов примечательны:
Делос (10 раз), Эгина (10) и Сицилия (5). Истмийский перешеек назван 21 раз.
9. Группа «Определения» охватывает 89 собственных прилагательных, сопровождающих
наименования, связанные с племенной принадлежностью, географическим положением
регионов, а также именами богов и героев. Наиболее многочисленными оказались
определения областей (26 случаев) и городов (22). Большинство собственных прилагательных
употреблено однажды, несколько раз встречаются определения: пифийский (9), истмийский
(3), аргосский (3), лидийский (4). Относительно редко собственные прилагательные
встречаются при именах божеств и героев: Аполлон и музы (по 4 раза); Посейдон,
Афродита и Геракл (по 2). Племенная принадлежность отмечается иногда: определение
дорийский - 7 раз, ионийский - 4, эолийский - 3.
Подводя итог рассмотрению собственных имен у Пиндара, следует заметить, что
их число - 722 уступает, естественно, количеству встречающихся у него нарицательных
имен - 1190. Однако в целом собственные имена составляют существенную часть
пиндаровской именной лексики. Их анализ дает основание расширить наши представления
о мировоззрении поэта, восприятии им окружавшей среды, предпочтительном внимании
к тем или иным ее проявлениям. Подтвержден тезис об исключительном преклонении
Пиндара перед олимпийскими богами, главным образом перед их мужскими представителями
и в особенности - Зевсом. Выясняется, что боги-мужчины намного свободнее вступают
в брачную связь со смертными женщинами, а среди их потомков явно преобладают
сыновья над дочерьми. Значительную группу составляют имена царей, что позволяет
предположить их не последнюю роль в общественной жизни. Особое внимание поэта
привлекают цари Фессалии и Арголиды, т. е. регионов, которым отведено важное
место в истории Греции. Значительно и число победителей спортивных игр олимпийских,
пифийских, немейских и истмийских. Наиболее престижными признаются, судя по
числу упоминаний, колесничные гонки. Выявлены и основные центры подготовки спортсменов
- острова Сицилия и Эгина. Нередко встречаются имена родственников победителей
и мифических героев, участников троянской войны и похода аргонавтов в Колхиду.
Среди названий регионов чаще упоминаются Олимпия и Немея, из городов - Фивы
(Беотия) и Дельфы (Фокида). Важная роль в общественном устройстве страны отведена
племенным и родовым объединениям, принадлежность к ним обеспечивает прочное
место в жизни. Природную среду Греции определяют многочисленные горные вершины,
реки и острова, наименования которых находим у Пиндара.
Изучение встречающихся у Пиндара собственных имен обогащает, таким образом,
не только наши сведения о самом поэте, но и расширяет наши представления об
объективных условиях и реальном состоянии греческого общества VI-V вв. до н.
э.
Примечания
1. Н. С. Гринбаум. Язык древнегреческой хоровой
лирики (Пиндар). Кишинев, 1973; Язык древнегреческой хоровой лирики (Алкман,
Стесихор, Симонид, Вакхилид). Тбилиси, 1986; Именная лексика древнегреческой
лирики (рукопись, в печати, 395 с.), СПб.; Глагольная лексика древнегреческой
лирики (рукопись, в печати, 390 с.), СПб.
2. Н. С. Гринбаум. Художественный мир античной
поэзии. Творческий поиск Пиндара. М., 1990.