А. Я. Гуревич
"КРУГ ЗЕМНОЙ" И ИСТОРИЯ НОРВЕГИИ
(Снорри Стурлусон. Круг Земной. - М., 1980. - С. 612-632)
Литература
1. Keyser R. Norges Historie. 1-2, Kristiania, 1866-70; Munch P. A. Det norske Folks Historie. 1-4, Christiania, 1851-59; Sars E. Udsigt over den norske Historie, 1-4, Christiania, 1873-91.
2. Koht Н. Sagaens opfatning av var gamie historie. В его же книге: Innhogg og utsyn i norsk historie. Kristiania. 1921; Weibull L. Historisk-kritisk metod och nordisk medeltidsforskning. Lund. 1913.
3. Andersen P. S. Samlingen av Norge og kristmngen av landet, 800-1130. Bergen - Oslo - Tromsø, 1977.
4. Более ранний, догосударственный период, охватываемый «Сагой об Инглингах», здесь не рассматривается. См. о нем Гуревич Л. Я. Походы викингов. М., 1966; его же. История и сага. М., 1972.
5. Хронология событий истории Норвегии в раннее средневековье весьма неточна, а во многих случаях гадательна. Объясняется это тем, что основные источники по политической истории - саги почти вовсе не содержат ясных временных указаний, и дат христианского летосчисления в «Круге Земном» нет. Отдельные даты удается установить на основании исторических памятников Западной Европы и сопоставления их с сагами. Новая работа о хронологии в сагах: Ólavia Einarsdóttir. Studier i kronologisk metode i tidlig islandsk historieskrivning. Oslo, 1964.
6. Baetke W. Yngvi und die Ynglinger. Eine quellenkritische Untersuchung über das nordische «Sakralkönigtum». - «Sitzungsberichte der Sächs. Akademie der Wissenschaften zu Leipzig. Phil-hist. Kl.», 169, 3, 1964.
7. Оттар - могущественный человек из Халогаланда, крайней северной области Норвегии, в конце IX в. посетил во время торговой поездки Англию. Его рассказ о жизни у него на родине записан английским королем Альфредом Великим. Любопытно, что Оттар ни словом не упоминает ни Харальда Прекрасноволосого, который именно в это время боролся за подчинение Норвегии, ни вообще процесса политического объединения страны.
8. В разных частях Норвегии сохранились от той эпохи многочисленные топонимы Huseby; то были опорные пункты, посещаемые королями во время их сезонных разъездов по стране, сюда бонды свозили продукты и здесь устраивались пиры для конунга и его свиты. См.: Steinnes A. Utskyld. - «Historisk tidsskrift». Oslo, 36, 1953; idem. Husebyar. Oslo, 1955.
9. Дата смерти Харальда точно не установлена. По мнению одних историков, Харальд умер около 945 г. (X. Кут), по расчетам других - около 932 г. (Олавиа Эйнарсдоттир).
10. Гуревич А. Я. Норвежское общество в раннее средневековье. М., 1977, гл. 1.
11. Noregr, Norðvegr - «северный путь», так, видимо, первоначально называли полосу западного побережья Скандинавского полуострова, вдоль которой плавали на север; затем это наименование было распространено и на всю страну.
12. Стоит отметить, что в «Круге Земном» ярлу Хакону не отведена отдельная сага, и события, связанные с его правлением, изложены в «Саге об Олаве сыне Трюггви».
13. Морские битвы в то время у скандинавов заключались в том, что флоты противников, построенные в боевой порядок, сближались и корабли брали друг друга на абордаж; целью боя было высадить дружину на борт вражеского корабля и уничтожить его команду в рукопашном бою, захватив самый корабль. Это называлось «очистить корабль», и подобные сцены не раз описаны в «Круге Земном».
14. Об этой системе, как и о рангах членов королевской дружины, лучше известно не из саг о конунгах, а из дружинного устава Hirðskrá, сохранившаяся редакция которого датируется XIII в.
15. Обзор точек зрения см. в кн.: Гуревич А. Я. Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М.: 1967, гл. 2. § 1, с. 93-117. См. также Holmsen A. Nye studier i gammel historie. Oslo - Bergen - Tromso, 1976, s. 84-96.
16. Дата сражения при Стикластадире, предложенная в качестве альтернативной, - 31 августа 1030 г. - объясняется тем, что в саге, которая повествует об этом событии («Сага об Олаве Святом», гл. 226, 227), упоминается солнечное затмение, происшедшее якобы в день гибели Олава; затмение же солнца в 1030 г. приходится на 31 августа. Однако приурочение затмения ко дню смерти Олава (впервые - в стихах его ближайшего скальда Сигвата, см. вису в гл. CCXXVII) было продиктовано стремлением его апологетов установить аналогию между ним и Христом, в момент гибели которого, согласно евангелию, тьма пала на землю.
17. Lendr maðr буквально «человек, наделенный землей», лендрманны получали от короля пожалования. Снорри пишет о лендрманнах применительно ко времени, предшествующему правлению Олава Святого, но это - явный анахронизм.
18. О «функциональных связях» между королевской властью и бондами см.: Seip J. А. Problemer og metode i norsk middelalderforskning. - «Norske historikere i utvalg, II, Samfunnsmaktene brytes», Oslo, 1969, s. 123-174.
19. Skaare К. Coins and Coinage in Viking-Age Norway. Oslo, 1976.
20. C этого момента начинается «Сага о Сверрире», узурпаторе, который возглавил отряд повстанцев и после длительной борьбы захватил престол. Сверрир был дедом короля Хакона Хаконарсона, при котором был написан «Круг Земной», и «Сага о Сверрире», несомненно, была известна Снорри, - он видел свою задачу в том, чтобы составить саги о конунгах, правивших Норвегией до Сверрира.
21. Биркебейнеры - буквально «берестеники», прозвище, которое получили повстанцы за то, что обертывали ноги берестой. В устах противников слово «биркебейнер» звучало пренебрежительно («оборванец», «нищий», «подонок»).