А. В. Карабыков
СМЫСЛ И СУДЬБА РИТОРИКИ В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(Вестник Томского государственного университета. Филология. - № 1 (17). - Томск, 2012. - С. 23-33)
Примечания
1. «Искусства погубила праздность», - утверждал Плиний Старший (I в.) (Nat. hist. XXXV, II, 5-6) [2. C. 79]. Тацит (I-II вв.), посвятивший этой проблеме отдельное сочинение, полагал, что красноречие выродилось в бессильную декламацию, во-первых, вследствие изменения политического строя. Во-вторых, в утрате старого мастерства были повинны «нерадивость молодежи, беспечность родителей и невежество обучающих», сведшие ораторское искусство к «крайне скудному кругу мыслей и нескольким избитым суждениям» (Dial. de orat.) [3. C. 395]; см. также у Петрония: Satyr. I-IV [4. C. 25-27].
2. «Вообще говоря, правила риторики нужны и полезны; ибо, если риторика есть искусство убеждать других и в истинном, и в ложном, то кто отважится утверждать, будто истина в руках защитников своих должна оставаться безоружною против лжи?» (De doctr. 4, III) [6. С. 169].
Литература
1. Тодоров Ц. Теории символа. М.: Дом интеллектуальной книги:
Русское феноменологическое общество, 1998. 408 с.
2. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.: Ладомир, 1994. 941 с.
3. Тацит. Диалог об ораторах // Корнелий Тацит. Сочинения: в 2 т. Т. 1: Анналы.
Малые произведения. Л., 1970. С. 378-402.
4. Петроний Арбитр. Сатирикон // Петроний Арбитр. Сатирикон; Апулей. Метаморфозы.
М., 1991. С. 23-152.
5. Св. Мефодий Патарский. Полное собрание его творений. СПб., 1905. 287 с.
6. Блаженный Августин. Христианская наука. СПб.: Библиополис, 2006. 508 с.
7. Исидор Севильский. Этимологии, или Начала: в 20 кн. Кн. 1-3: Семь свободных
искусств. СПб.: Евразия, 2006. 352 с.
8. Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. М.: Изд-во Московского Подворья
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. 259 с.
9. Бычков В.В. Литература как выразитель эстетического сознания Древней Руси
// Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 129-135.
10. Карсавин Л.П. Символизм мышления и идея миропорядка в Средние века (XII-XIII
века) // Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992. С. 158-175.
11. Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т. Минск: Харвест, Москва: АСТ,
2000. Т. 2. 688 с.
12. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Москва: Братство
святителя Алексия; Ростов н/Д: Приазовский край, 1992. 446 с.
13. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб.: Алетейя, 2001.
363 с.
14. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994 317 с.
15. Миллер Т.А. Михаил Пселл и Дионисий Галикарнасский // Античность и Византия.
М., 1975. С. 140-155.
16. Ненарокова М.Р. Досточтимый Беда - ритор, агиограф, проповедник. М.: ИМЛИ
РАН, 2003. 272 с.
17. Буркхардт Я. Век Константина Великого. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
367 с.
18. Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. Приложение: Блаженный Иероним.
Избранные письма. М.: Канон+, 2002. 400 с.
19. Григорий Нисский. Догматические сочинения: в 2 т. Краснодар: Текст, 2006.
Т. 2. 448 с.
20. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих// Добротолюбие.
Москва; Харьков, 2001. С. 391-488.
21. Пселл М. Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса, попросившего
написать о богословском стиле // Античность и Византия. М., 1975. С. 161-171.
22. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Спасо-Преображенский Валаамский
монастырь, 1993. 446 с.
23. Афанасий Великий. Избранные творения. М.: Храм святых бессребреников и
чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2006. 175 с.
24. Цветочки святого Франциска Ассизского. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006.
447 с.
25. Максим Грек. Слова и поучения. СПб.: Тропа Троянова, 2007. 374 с.
26. Успенский Б.А. Отношение к грамматике и риторике в Древней Руси // Литература
и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 208-224.
27. Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Изд. группа «Прогресс»: Культура,
1994. 448 с.
28. Библиотека в саду: Писатели Античности, Средневековья и Возрождения о
книге, чтении, библиофильстве. М.: Книга, 1985. 255 с.
29. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого архиепископа Кесарии
Каппадокийской. Ч. 3. М.: Паломник, 1993. 496 с.