Г. К. Косиков
ПОСЛЕДНИЙ ГУМАНИСТ, ИЛИ ПОДВИЖНАЯ ЖИЗНЬ ИСТИНЫ
(Монтень М. Опыты. Избранные главы. - М., 1991. - С. 6-32)
* * *
* * *
* * *
Примечания
1. Valery Р. Cahiers, t. 1, P., Gallimard, 1973. Р. 206.
2. “Я отнюдь не поучаю, а только рассказываю” (Опыты, III, 2.). В дальнейшем при цитировании “Опытов” римская цифра в скобках указывает книгу, а арабская - главу.
3. Обзор новейших исследований о Монтене см. в статье: Мавлевич Н. Идейное и художественное единство “Опытов” Монтеня // “Вопросы литературы”, 1988. № 8. С. 253-269.
4. См.: Thibaudet А. Montaigne. Р.: Gallimard. 1963. Р. 62.
5. См.: Friedrich Н. Montaigne. Р.: Gallimard. 1968. Ch. IV.
6. См.: Tournon А. Montaigne. La glose et l'essai. Lyon: PUL. 1983. P. 17-58.
7. Этот гуманизм не следует смешивать как с христианским “человеколюбием”, так и с современным понятием “гуманизм”, обозначающим уважение к достоинству и правам человеческой личности.
8. Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука. 1985. С. 152-155.
9. Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Изд-во Саратовского ун-та. 1988. С. 19, 21.
10. См., например: Из произведении Фомы Аквинского // Боргош Ю. Фома Ак- винский. М.: Мысль. 1975. С. 143-148.
11. Непосредственным предметом критических размышлений Монтеня послужила “Естественная теология” испанского богослова Раймунда Сабундского (ХV в.), которую Монтень перевел на французский язык в 1569 г. В эпоху Монтеня учение Фомы Аквинского продолжало оставаться официальной доктриной католической, а в ряде существенных пунктов и протестантской церквей. Так, в пору написания “Опытов” во Франции вышла “Естественная теология” Жоржа Пакара (1574) и сходное по духу сочинение Дюплесси-Морнэ “Об истинности христианской религии против атеистов, эпикурейцев, язычников, евреев, магометан и прочих неверных” (1578).
12. См.: Raymond М. L'Attitude religieuse de Montaigne // Genies de France. Neuchatel.: La Baconniere. 1942. P. 50-67; Popkin R. H. The History of Scepticisme from Erasmus to Descartes. Assen. Royal Van Gorcum Ltd. 1960. P. 44-65.
13. См.: Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1976.
14. Не случайно после 1580 г. Монтень больше не обращался к Сексту Эмпирику.
15. Так, французский писатель Гёз де Бальзак (XVII в.) сравнивал “Опыты” с “разъятым, расчлененным на куски телом”; “хотя части этого тела приложены друг к другу, они все же существуют порознь”) (цит. по: Tournon A. Montaigne. La glose et l'essai. Р. 364).
16. См., например, начало главы “О суетности” (III, 9), где рассуждения о Пифагоре и Диомеде невозмутимо поясняются сравнениями, взятыми из области “отправлений желудка”.
17. См.: Brunschvicg M. Descartes et Pascal lecteurs de Montaigne. P. et N. Y.: Brentano, 1944.
18. Лансон Г. История французской литературы. М.: Издание Ю. И. Лепковского, 1896. Т. 1. С. 430.
19. Starobinski J. Montaigne en mouvement. P.: Gallimard,1982.
20. Именно в этом пункте Ницше смыкается со столь чуждой ему в остальном философией Монтеня: “Что истина ценнее видимости - простой моральный предрассудок, вообще самая бездоказательная гипотеза, какая только есть на свете. Признайтесь хотя бы в следующем: иначе чем на почве точек зрения, перспектив, соответствующих оценок и кажимостей жизни на земле вообще не было бы, а если совсем упразднить “кажущийся мир”. <...> то <...> от вашей “истины” не останется и следа! Да и вообще что принуждает нас допускать сущностную противоположность “истинного” и “ложного”? <...> Почему бы миру, который как-то затрагивает нас, и не быть фикцией? А ecли кто спросит: “Так должен же быть и ее создатель?” - то отчего бы не отвечать ему ясно и понятно: “Почему?” (Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // “Вопросы философии”. 1989. № 5. С. 142).
21. L'Oeuvre de Pascal. Р.: Gallimard. 1950. Р. 347.
22. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 280.
23. Merleau-Роnty М. Lecture de Montaigne // Temps modernes. 1947. Decembre. P. 1049.
Источник текста - Персональная страница Г.К. Косикова "Мимесис".