А. Г. Найман
О "ФЛАМЕНКЕ" - СТАРОПРОВАНСАЛЬСКОМ РОМАНЕ XIII В.
(Фламенка. - М., 1983)
Литература
1. Raynouard F. Lexique roman, ou dictionnaire de la langue des troubadours, vol. 1. Paris, 1838, p. 1 - 47.
2. Meyer P. Le Roman de Flamenca. Paris - Bеziers, 1865.
3. Gschwind U. Le Roman de Flamenca. - Romanica Helvetica, vol. 86 A - B. Bern, 1976.
4. Песни трубадуров. М., 1979.
5. Полная библиография может быть найдена в указанном издании Гшвинда. Наиболее интересные работы отмечены в дальнейших примечаниях.
6. Lavaud R., Кеlli R. Aux origines du roman psychologique: Examen du Roman de Flamenca. - Cahiers du Sud, 44, 1956/1957, p. 192 - 202.
7. Suguy F. Flamenca, Roman de Moeurs du Midi. - Revue de l'Université d'Okoyama, dec. 1956, p. 13 - 26. Эта традиция восходит к П. Мейеру, который в предисловии к своему изданию называл "Фламенку" "романом современных нравов, прекрасно изображающих блестящую жизнь дворов в XIII веке. - Op. cit… p. 1.
8. Nellі R. Le Roman de Flamenca: Un art d'aimer occitanien du XIII siecle. Toulouse, 1963.
9. Der Flamencaroman als Darstellung eines parlamens fis. - In: Steeger H. Ascése und Amour courtois, Diss. Heidelberg, 1954.
10. Shedd G. M. Flamenca, a medieval satire on Courtly Love. - Chaucer Review, II, 1967, p. 43 - 65.
11. Жирмунский В. М. Драма Александра Блока "Роза и крест". Литературные источники. Л., 1964. - Перепечатано в его "Избранных трудах". "Теория литературы. Поэтика. Стилистика". Л., 1977. В пьесу перешел из романа вместе с его именем образ ревнивца Арчимбаута и множество деталей - от описания выступления на майском празднике жонглеров или мотива рыцаря под цветущей яблоней и до диалогической сцены, которую разыгрывает героиня драмы Изора и ее камеристка Алиса в "Башне неутешной вдовы", пользуясь вместо молитвенника романом о Флоре.
12. См. Bezzola R. Les origines et la formation de la litterature courtoise en Occident, 5 vols., Paris, 1944 - 1962.
13. Проблемы становления французского куртуазного романа, актуальные и с точки зрения предыстории романа провансальского (представленного, как сказано выше, лишь еще одним дошедшим до нас вместе с "Фламенкой" романом бретонского цикла), исследовались недавно в монографии: Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман. М., 1976.
14. Действие романа недаром происходит между двумя великолепными куртуазными празднествами - свадебным пиром и турниром Арчимбаута. См.: Schwarze Ch. Pretz, Amor, Gelosia. Zur Struktur dos altprovenzalisehen Flamenca Piomans, - Zeitschrift fur romanische Philologie, 83, 1967, p. 280 - 305.
15. Camproux Ch. Prеface а Flamenca? - Mеlanges de linguistique franсaise et de philologie et littеrature mеdiеvales offerts а M. Paul Imbs. Strasbourg, 1973, p. 640 - 662.
16. См., напр., ст. 6158. Куртуазная Юность и некуртуазная Старость - в мире куртуазии этические, а не возрастные понятия, что позволило трубадуру Бертрану де Борну дать в одной из своих песен настоящий каталог признаков истинных Юности и Старости, а трубадуру Аймерику де Пегильяну говорить о том, что любовь делает его в старости молодым. Такое этическое наполнение термина Юность имеет глубокие мифологические корни.
17. См., напр.: Revillout Ch. De la date possible du Roman de Flamenca. - Revue de langues romanes, 8, 1875, p. 5 - 18. Ср. также Lejeune R. Le calendrier du Roman de Flamenca. - Melanges offerts а Charles Rostaing, Liege, 1974, p. 605 - 609.
18. В этой связи интересно рассмотреть картину турнира в конце романа: не являются ли красочно описанные поединки сведением счетов между недавними военными противниками?
19. Примеры указаны: Lejeune R. Op. cit.
20. Lewis С . S. The Allegory of Love. Oxford. 1946.
21. Ст. 1799. Ср. ст. 1626 - 1627:
Читать и петь он наравне
Мог в церкви с братьей клерикальной.
Из духовного звания с его привилегией на образованность происходили многие
трубадуры, самым знаменитым из которых был Монах Монтаудонский. Гильем, соединяющий
в своем лице рыцарские доблести и интеллектуальные достижения (он учился в
Париже, превзошел семь благородных искусств, знает латинскую литературу и
философию), тяготеет к ренессансному образу гармоничного человека - позднейшему
идеалу Франсуа Рабле.
22. Ср. в самом романе диалогизированные внутренние монологи Гильема и его диалога с Амором (папр., ст. 4011, 4013 и др.).
23. Grimm Ch . Etude sur le Roman de Flamenca. Thtse de l'Universitе de Paris, 1930.
24. Millardet G. Le Roman de Flamenca. Paris, 1936, p. 21.
25. См.: Мейлах М. Б. Структура куртуазного универсума трубадуров. - Труды по знаковым системам, т. 6. Тарту, 1973, с. 244 - 264. Ср.: Он же. Язык трубадуров. М., 1975.
26. См. одноименную главу в его книге "Осень средневековья". - Huizinga J. Le dеclin du Moyen age. Paris, 1934.