Н. Т. Пахсарьян
ТЕАТР ВРЕМЕН ВОЛЬТЕРА И ДЕ САДА (ОБРАЗ XVIII ВЕКА В СОВРЕМЕННОМ РОМАНЕ)
(XVIII век: театр и кулисы. - М., 2006. - С. 258-268)
Литература
1. См., например: Театральность современного сознания и постмодернистские теории театра // Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.
2. См.: Дебор Г.-Э. Общество спектакля. М., 2000.
3. См.: Thoret J. La théatralité. Etude freudienne. P., 1993; Cinéma et théatralité. Cahiers de GRITEC. Lyon, 1999; «Серебряный век» как театр: Феномен театральности в культуре XIX - XX вв. М., 2000; Баканурский А. Жизнь, игра, театральность. М., 2004.
4. Пави П. Словарь театра. М., 1991. С. 365. «Словарь» вышел в Париже в 1987 г.
6. Trott David. Théatre et théatralité au XVIIIe siècle : Marivaux et ses contemporains // Chass: Computing in the Humanities and Social Sciences, University of Toronto, 2002 - 2003 <http://www.chass.utoronto.ca/~trott/>.
7. Колязин В. От мистерии к карнавалу. Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. М., 2002; Театр и театральность в культуре Возрождения. М., 2005; Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Таллинн, 1992. Т. 1; Легг О.О. Театральность как тип художественного восприятия в английской литературе XIX-XX вв. Автореф. диссертации… канд. филол. наук. СПб., 2004; Гашкова Е.М. От серьёза символов к символической серьёзности (театр и театральность в ХХ веке) // Метафизические исследования. Вып. 5. Культура. Альманах Лаборатории Метафизических исследований при филос. ф-те СПбГУ, 1997. С. 85-95.
8. Stoiciu G. Comment comprendre l’actualité. Québec, 2006. P.1.
9. Разаков В.Х. Театральность европейской художественной культуры XVIII века // Образ человека в культуре эпохи Просвещения. Волгоград, 2003. С. 122.
10. См. мою статью: «Ирония судьбы» века Просвещения: «обновленная литература» или «литература, демонстрирующая исчерпанность старого»? // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 - 2000. М., 2001.
11. Филдинг Г. История Тома Джонса, найдёныша: В 2-х т. М., 1960. С. 322.
12. Дидро Д. Парадокс об актёре. Ярославль, 1923. С. 17.
13. Weisgerber J. Les masques fragiles. Lausanne, 1991. P. 131.
14. Charles S. Raison et histoire: de la prémodernité a l’hypermodernité // Exchoresis. 2003. N 3 (juin). <http://exchoresis.refer.ga/>.
15. Нельзя, разумеется, пройти и мимо Д. Дидро, более всего близкого и важного для М. Кундеры (см. об этом: Maixent J. XVIII siècle de Milan Kundera ou Diderot investi par le roman contemporain. P., 1998) или Ж.-Ж. Руссо, чье творчество стало предметом осмысления современных постструктуралистски ориентированных ученых (напр., Ж. Женнета или Пола де Мана) и источником любопытных художественных воплощений (см. об этом: L’Aminot Tanguy. Rousseau, personnage érotique dans le roman français contemporain. 1980-2000 // Rousseau Studies <http://rousseaustudies.free.fr/articleRousseauerotique.htm>). И, тем не менее, в аспекте поставленной проблемы театральности Вольтер и Сад кажутся гораздо более знаковыми фигурами той эпохи.
16. Левер М. Маркиз де Сад. М., 2006. С. 421.
17. Энафф М. Маркиз де Сад. Изобретение тела либертена. СПб., 2005. С. 190.
18. Overland J. La littérature norvegienne contemporaine - quelques tendances. 1998.
19. Александров Н. Маркиз де Сад, лепрозорий и русалка // Газета. 2002.17.01.
20. Два общительных норвежских варианта // Ex libris Независимой газеты. 2001.13.09.
21. Фробениус Н. Лакей маркиза де Сада, или Каталог Латура. СПб., 2001. С. 30. Далее страницы этого издания указываются в скобках после цитаты.
22. Шессе Ж. Исповедь пастора Бюрга. Сон о Вольтере. М., 2002. С. 112. Далее страницы также указаны в скобках после цитаты.
23. См., напр.: [Б.п.]. Философия и хулиганство Василия Аксенова // Курсор.co.il, 14.10.2004 <www.cursorinfo.co.il>; Щуплов А. Оранжевый Вольтер // Политический журнал, 46 (2004); [Б.п.] С Вольтером на дружеской ноге // Сайт Петербурга, 05.11.2004 <http://www.gorodovoy.spb.ru/> Травина Е. Василий Аксенов: Россия, Запад, Бесконечность // Дело (СПб.), № 355, 17.01.2005 <http://idelo.ru/355/21.html>; Бондаренко Валерий. Кунстштюк с подогревом, или А почем нынче "Букер"? // Вечерний Гондольер: газета вольных литераторов, № 147, 02.03.2005 <http://gondola.zamok.net>; Рассадин Станислав. Цензура моды, или Путин и вопросы языкознания // Новая газета, № 58 (2005), 11 августа.
24. Гололобов М.А. Парижский текст в романе В. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки» // Материалы лучших докладов, представленных на научной студенческой конференции института филологии. Официальный сайт Тамбовского Государственного университета имени Г.Р. Державина <http://tsu.tmb.ru>.
25. Аксенов В. Вольтерьянцы и вольтерьянки. Старинный роман. М., 2004. С. 44. Далее см. стр. в скобках после цитаты.
26. Поскольку Фон-Фигин и есть дама (Екатерина Вторая), то замечание повествователя не просто иронично, но двусмысленно-иронично и к тому же размывает границы театра и жизни: то ли играя роль Фон-Фигина, императрица изображает, «представляет» неловкое кокетство мужчины, то ли, невольно выйдя из роли, позволяет проявиться собственной женской природе.
27. В этой смысле весьма неадекватными объекту критики выглядят упреки писателю в «придуманности» языка XVII века, его условности. Можно, перефразируя известную шутку, возразить на это: может ли выдуманная история, рассказанная выдуманным языком, увлечь читателя? Может, если выдумка была правильной. В данном случае «правильной» представляется именно демонстративная условность, театральность, пародичность конструируемого образа (в том числе и образа языка) XVIII столетия.
28. Впервые появившееся в самиздате в конце 1960-х гг. стихотворение напечатано в сб.: Лосев Л. Третья книга стихов. СПб., 1996.
Источник текста - Французская литература XVII-XVIII вв. Сайт Натальи Пахсарьян.