Д. С. Пенская
ИРЛАНДСКОЕ "ПЛАВАНИЕ БРЕНДАНА" И ВИЗАНТИЙСКОЕ "СКАЗАНИЕ ОТЦА НАШЕГО АГАПИЯ": ВОЗМОЖНЫЕ ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ
(Индоевропейское языкознание и классическая филология - XVII (чтения памяти И. М. Тронского). - СПб., 2013. - С. 697-716)
1. Отправление в путь
2. Остров последователей св. Албея
3. Описание Рая и околорайских пространств
Примечания
1. Описание рукописной традиции: Burgess, Strijbosch 2000; Zelzer 2006: 337-350; и актуального состояния исследования Mackley 2008: 250.
2. Библиографический обзор переводов, осуществленных до 1956 г. составлен Selmer 1956: 145-57. Издание переводов важнейших рукописей «Плавания» см. в Barron, Burgess 2005.
3. Основные точки зрения приведены в Guy 1982: 15-16. Болландисты приписывали авторство «Плавания» самому Брендану; C. Selmer полагал, что текст был написан в Лотарингии епископом Израилем, автором первой половины 10 в.
4. Исследователями предложены две основные модели: либо «Плавание» развивает темы нескольких отрывков о чудесном путешествии из «Жития св. Брендана»; либо же эпизоды «Плавания» вошли в состав более поздних версий «Жития». Обзор основных точек зрения на этот счет приведен в: Guy 1982: 14-15; Mackley 2008: 17-19.
5. О датировке см.: Selmer 1959; Orlandi 1968: 131-160; Carney 2000: 45-49; Dumville 1988; Kenney 1929: 11, 410, 415, 417; Mackley 2008: 14-16, 66; Wooding 2011.
6. Мы почерпнули сведения об этих гипотезах в статье M. Esposito (Esposito 2000: 29-30), диссертации V. Guy (Guy 1982: 21-23) и книге J. S. Mackley (Mackley 2008: 61-62), где приведены ссылки на соответствующие работы.
7. F. A. Ozanam назвал «Плавание» «монашеской Одиссеей» (Ozanam 1845: 21); H. Zimmer (Zimmer 1889) считал ее христианизированной Энеидой; J.F. Kenney именует его «Одиссеей древнеирландской церкви» (Kenney 1929: 415).
8. Esposito 2000; Guy 1982: 19-20. D.N. Dumville полагал, что «Книга Еноха и Илии» могла быть источником «Плавания Снегдуса и Мак Риагла», но никаких оснований связывать ее с «Плаванием св. Брендана» нет (Dumville 1973: 299, 310).
9. В кон. 12 - нач. 13 в. текст вошел в состав славянского Успенского сборника и впоследствии именно на славянской почве обрел невероятную популярность, сохранившись в живой традиции вплоть до начала 20 в.
10. Символизм в «Сказании Агапия» отмечали слависты: Селиванова 1992: 92-161; Мильков 1997: 130-132; Рождественская 2003: 44.
11. См.: Kenney 1920; Bourgeault 1983; Bray 2000; Mackley 2008: 2-3; 17-18; 31-42; 51.
12. Нумерация глав «Сказания Агапия» дана по переводу, который находится в процессе подготовки к печати.
13. Перевод цитируется по изданию: Горелов 2009.
14. Латинский текст заимствован из электронного издания Guy 2013.
15. Ср. «Житие Пахомия Великого» (кон. 4 в.): «За два дня до кончины, святой созывает других отцов монастырей и других игуменов и говорит им: “Вот, видите, что посещает меня Господь. Изберите себе того, кто сможет управлять вами в Господе”. <…> “Поскольку Господь предал нас в твои руки, мы никого не хотим знать, кроме тебя”, на что Пахомий отвечает им: “Доверьтесь мне в этом, ибо я думаю, что если будет жить Петроний, то он сможет позаботиться о вас”» (Halkin 1932: 74-75).
16. Слова молитвы Агапия обращают в вопрос Иисусов ответу Петру: «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: “Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?” <…> Иисус же сказал им: <…> “И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную”» (Мф. 19, 27-29. Также см. Мк. 10,28-30. Лк. 18,28-30).
17. Ср. стремление трех монахов из «Жития Макария Римского» найти то место, где небо сходится с землей (VMR 135), или желание Зосимы увидеть страну блаженных (NZ I,4-5).
18. Подобные истории о появлении пищи в кельях монахов восходят к библейскому рассказу об отшельнической жизни Илии Пророка на берегу потока Хорафа: «И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Цар. 17,6).
19. Например, Gregorius Nyssenus. De virginitate. (Aubineau 1966: 23,7); Basilius Caesariensis. Sermo 14 (De fide). (Gribomont 1953: 5).
20. Ср. подобную ситуацию со сказочными приветствиями: «Неоткуда взялся мужичок руки железны, голова чугунна, сам медный - “А, здравствуй, Иван-царевич!” Иван-царевич ему поклонился» (Афанасьев 2008: 166).
21. «По прошествии многих лет эта земля откроется наследникам твоим» (с. 53) («Post multa vero curricula annorum declarabitur ista terra successoribus vestris» cap. 37).
Литература
HME - Historia Monachorum in Aegypto / éd. par Festugière
A. J. // Subsidia Hagiographica. No. 34 (1961). Bruxelles: Société
des Bollandistes.
VPH - Vita Pauli monachi hypotactici / éd. par. Delehaye H. // Synaxarium
Ecclesiae Constantinopolitanae. Propylaeum ad Acta Sanctorum Novembris. Bruxellis,
1902. P. 283-288.
VE - Vie abrégée d’Euphrosynus, le cuisinier / éd. par.
Clugnet L. // Revue de l’Orient Chrétien, Vol. 10 (1905). P. 42-45.
VMR - Vita sancti Macarii Romani / ed. Vassiliev A. // Anecdota Graeco-Byzantina.
Pars prior. Mosquae: Universitatis Caesareae, 1893.
NZ - Narratio Zosimi / ed. James M. R. // Apocrypha anecdota. Cambridge: University
Press, 1983. P. 98-108.
Aubineau 1966 - Aubineau M. Grégoire de Nysse. Traité de la
virginité // Sources chrétiennes, No. 119 (1966). Paris: Éditions
du Cerf. P. 246-560.
Ashe 1962 - Ashe G. Land to the West: St. Brendan’s Voyage to America. London:
Collins.
Barron, Burgess 2005 - The Voyage of St Brendan: Representative Versions of
the Legend in English Translation / Ed. by Barron W. R. J., Glyn S. Burgess
G. S. Exeter: University of Exeter Press.
Bourgeault 1983 - Bourgeault C. The Monastic Archetype in the Navigatio of
St. Brendan // Monastic Studies, No. 14 (1983). P. 109-22.
Bray 2000 - Bray D. A. Allegory in Navigatio Sancti Brendani // The Otherworld
voyage in Early Irish Literature. An Anthology of Criticism / ed. by Wooding
J. M. Dublin: Four Courts Press. P. 175-187.
Burgess, Strijbosch 2000 - Burgess G. S., Srijbosch C. The legend of St. Brendan:
A critical Bibliography. Dublin: Royal Irish Academy.
Carney 2000 - Review of Navigatio sancti Brendani abbatis // The Otherworld
voyage in Early Irish Literature. An Anthology of Criticism / ed. by Wooding
J. M. Dublin: Four Courts Press. P. 42-51.
Creston 1957 - Creston R.-Y. Journal de bord de Saint-Brandan à la
recherche du Paradis. Paris: Éditions de Paris.
Dumville 1973 - Dumville D. N. Biblical Apocrypha and the Early Irish: A Preliminary
Explanation // Proceedings of the Royal Irish Academy, No. 73 (1973). P. 299-338.
Dumville 1988 - Dumville D.N. Two approaches to the Dating of «Nauigatio Sancti
Brendani» // Studii Medievali, No. 29 (1988). P. 87-102.
Esposito 2000 - Esposito M. An Apocryphal «Book of Enoch and Elias» as a Possible
Source of the Navigatio Sancti Brendani // The Otherworld voyage in Early
Irish Literature. An Anthology of Criticism / ed. by Wooding J. M. Dublin:
Four Courts Press. P. 27-42.
Fagnoni 2006 - Fagnoni A. M. Oriental Eremitical Motifs in the Navigatio Sancti
Brendani // The Brendan Legend: Texts and Versions / ed. by Burgess G.S. and
Strijbosch C. Leiden: Brill. P. 53-79.
Gribomont 1953 - Gribomont J. Histoire du texte des ascétiques de S.
Basile // Bibliothèque du Muséon, No. 32 (1953). Louvain: Université
de Louvain. P. 314-316.
Guy 1982 - Guy V. Recherches sur la «Navigation de Saint Brendan»: ms.latin
d'Alençon, Bibl. mun. 14, X-XI° s : poème anglo-normand de Benadeit,
XII s. Marseille.
Guy 2013 - Vita sanctissimi confessoris Christi Brendani (Transcription du
manuscrit d'Alençon à la bibliothèque municipale d'Alençon,
Codex 14, f° 1 r à 11 v., XIème siècle) / éd.
digitale Vincent Guy // Bibliotheca Augustana [Augsburg, 2013]. URL: http://www.hsaugsburg.de/~harsch/Chronologia/Lspost10/Brendanus/bre_navi.html
(дата обращения: 10.05.2013)
Halkin 1932 - Sancti Pachomii Vitae Graecae / ed. F. Halkin // Subsidia Hagiographica.
No. 19 (1932). Bruxelles: Société des Bollandistes.
Selmer 1956 - Selmer C. The Vernacular Translations of the Navagatio Sancti
Brendani: A Bibliographical Study // Medieval Studies, No. 18 (1956). P. 145-57.
Selmer 1959 - Navigatio Sancti Brendani abbatis from Early Latin Mauscripts
/ ed. by Selmer C. // Publications in Mediaeval Studies, No. 16 (1959). Notre
Dame: University of Notre Dame Press.
Kenney 1920 - Kenney J.F. The Legend of St. Brendan // Proceedings and transactions
of the Royal Society of Canada, No. 14 (1920). P. 51-67.
Kenney 1929 - Kenney J. F. The Sources for the Early history of Ireland: Ecclesiastical.
Dublin: Сolombia University. Vol. I.
Little 1945 - Little G. A. Brendan the Navigator: An Interpretation. Dublin:
M. H. Gill and Son Ltd.
Mackley 2008 - Mackley J. S. The legend of St. Brendan: a comparative study
of the Latin and Anglo-Norman versions. Leiden-Boston: Brill.
Ozanam 1845 - Ozanam A.F. Études sur les sources poétiques de
la Divine Comédie suivvies de la Vision de S.Paul. Paris.
Orlandi 1968 - Orlandi G. Navigatio sancti Brendani. Milan: Istituto Editoriale
Cisalpino di Varese. Vol. I.
Pope 1983 - Pope R. On the Fate of Utopian Apocryphal Apocalypses among the
South and East Slavs: The Narration of Our Father Agapius / Canadian Slavonic
Papers. Vol. 25, No. 1 (1983). P. 1-12.
Pope 1984/85 - Pope R. The Greek text of «The Narration of our pious father
Agapios the Syrian» / Cyrillomethodianum, No. 8/9 (1984/85). P. 233-260.
Voytenko 2007 - Voytenko A. Paradise regained or Paradise lost. The Coptic.
Sahidic Life of St. Onnophrius and Egyptian Monasticism at the End of the
Fourth Century // Actes du Huitième Congrès International d'Études
Coptes / éd. par Nathalie Bosson et Anne Boud'Hors. Vol. 2 (2007).
Leuven-Paris-Dubley. P. 636-644.
Wooding 2011 - Wooding J. M. The date of the Nauigatio S. Brendani abbatis
// Studia Hibernica, No. 37 (2011). P. 9-26.
Zelzer 2006 - Zelzer M. Philological remarks on the so-called Navigatio S.
Brendani // The Brendan Legend: Texts and Versions / ed. by Burgess G. S.,
Srijbosch C. Leiden: Brill. P. 337-50.
Zimmer 1889 - Zimmer H. Keltische Beiträge: II. Brendans Meerfahrt //
Zeitschrift für deutsches Alterthum und deutsche Litteratur, No. 33 (1889).
P. 129-220; 257-338.
Афанасьев 2008 - Народные русские сказки // под ред. Афанасьева А.Н. М.: Альфа-книга.
Горелов 2009 - Плавание святого Брендана / пер. Горелова Н. С. // Волшебные
страны, иные миры и их обитатели. Энциклопедия СПб: Aзбука-классика. С. 23-54.
Мильков 1997 - Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования / Отв. ред. и
сост. В. В. Мильков. М.: Наука.
Рождественская 2003 - Рождественская М. В. Рай «мнимый» и Рай «реальный»:
древнерусская литературная традиция // Образ рая: от мифа к утопии. Серия
"Symposium". Выпуск 31. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество
СПбГУ. 2003. С. 31-46
Селиванова 1992 - Селиванова С. В. Проблемы фольклорной основы литературного
текста. Апокриф «Сказание отца нашего Агапия»: Дисс. на соиск. уч. ст. канд.
филол. наук. СПб.