Д. И. Урнов
ГЕНИЙ ВЕКА
(Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии: В 2 т. - Т. 1. - М., 1998)
* * *
Примечания
1. Подробно не только с биографией Шекспира, но и с историей ее изучения можно познакомиться по книгам А. А. Аникста и М. М. Морозова, которые неоднократно издавались. У нас также переведены книги английского шекспироведа Ф. Холлидея и американского - С. Шенбаума, дающие свод доступных на сегодня сведений о Шекспире.
2. Пушкин в воспоминаниях современников., т. II, М., Художественная литература, 1974, с. 54.
3. Имеются другие версии: "Шекспир был в Лондоне один и не имел друзей". Но подобные версии возникли как раз в такую пору, когда традиция изустных преданий уже прервалась, а подлинно историческое изучение документов еще не началось: имя издателя на том же титульном листе никому ничего не говорило.
4. Решаемый до сих пор, в том числе прямо у нас на глазах, если сравнить комментарий Е. В. Кузнецова к "Истории Ричарда III" Томаса Мора (М., Наука, 1973, серия "Литературные памятники") с книгой М. А. Барга "Шекспир и история" (М., Наука, 1976, серия "Из истории мировой культуры"). Английский исследователь Питер Саккио в книге "Шекспировские короли. История, летописи, Драма" (1977) отмечает, что если Томас Мор, служивший источником для Шекспира, некоторые сведения сообщал как слухи, то молва и традиция превратили их уже в факты.
5. Теми же мотивами, видимо, можно объяснить
и такой эпизод: спектакль по шекспировской пьесе о Ричарде II, который был
Генрихом IV низложен, был использован заговорщиками против Елизаветы для возбуждения
бунтарских настроений. Когда дело дошло, до расследования, к ответу призвали
и актеров. Ответ за всех держал не Шекспир и не Бербедж, а еще один член их
труппы - Филипс, и его отпустили с миром. Вероятно, он сумел разъяснить, что
подстрекательского смысла в пьесе и не было. Разве Ричарда II свергли не ради
того же торжества Тюдоров?
Источник текста - сайт Русофил - Русская филология.