Е. М. Дьяконова
ПОЭЗИЯ ЯПОНСКОГО ЖАНРА ТРЕХСТИШИЙ (ХАЙКУ). ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ
(Труды по культурной антропологии. - М., 2002. - С. 189-201)
От вака к хайкай и хайку
Появление нового жанра
Исчезновение рэнга и расцвет хайку
Вака как амебийная форма со склонностью к разрыву
"Сезонное слово" - центр хайку
Формульный характер жанра хайку
Ретроспективная поэтика хайку
"Единое природное поле" как основа хайку, унаследованная от вака
Примечания
1. Минасэ сангин хякуин ("Сто строф трех поэтов в Минасэ") - наиболее высоко ценимое сочинение в жанре рэнга, написанное ранней весной 1488 г. в Минасэ тремя поэтами Со:ги (хокку), Сё:хаку (ваки) и Со:тё: (дайсан, агэки). "Цепочка" в сто строф была создана для подношения в храм императора и поэта Готоба, известного покровителя поэзии. Зачин (хокку), сочиненный Со:ги представляет собой аллюзию на знаменитое стихотворение Готоба о весеннем вечере в Минасэ. Стиль Со:тё: японскими критиками оценивается как близкий к стилю классической вака и считается сентиментальным. Строфы Сё:хаку и Со:ги они полагают образцовыми для данного жанра, особенно выделяя строфы 1-8 и 51-78.
2. В Японии и сейчас очень популярны издания типа сайдзики - это книги, где стихи хайку расположены по разделам - временам года, каждому стихотворению соответствует фотография или картина, рисующая сезонные изменения.
3. В русском контексте возможно было бы появление,
например, такого трехстишия:
Солнце, брызги,
Крики на реке,
Жаркий полдень.
Такое стихотворение было бы возможно, потому, что здесь не нужно ничего объяснять,
всякому хорошо знакомы с детства подобные картины летнего дня. Ассоциации
разворачиваются сами собой, являются как бы сами собой, не требуя усилий.
4. Хаги - небольшой куст, цветущий по осени небольшими белыми или розовыми цветами, очень изящен в японском духе.
Литература
Басё кодза (Лекции о Басё). Т. 1, Т., 1956.
Вада Сигэки. Масаока Сики нюмон (Введение в творчество Масаока Сики). Т.,
1992.
Котэн бунгаку кансе дзитэн (Словарь критических разборов произведений классической
литературы). Т., 1999.
Масаока Сики сю (Собрание сочинений Масаока Сики). - Гэндай нихон бунгаку
дзэнсю (Полное собрание произведений современной японской литературы). Т.т.
3, 4, Т., 1961.
Мацуи Тосихико. Ясасии хайку нюмон (Введение в жанр хайку). Т., 1982.
Мацуо Басё дзэнсю (Полное собрание сочинений Мацуо Басё). / Ноити Имото, Мацусэки
Сэйсэй. Кикан-но ханъин-но кэнкю (Изучение сферы времен года). - Хайку кодза
(Лекции о хайку). Т. 3, Т., 1961.
Хайку бунгаку тайкэй (Полное собрание стихотворений хайку).
Нобуо Хори, Томодзи Мурамацу хэн (Под ред. Ноити Имото, Нобуо Хори, Томодзи
Марумацу). Т., 1972.
Наканиси Сусуму. Котоба-ни химэрарэта ооинару сидзэн. (Великая природа, сокрытая
в словах). - Тюо корон, 1990, Т. 105, № 6, сс. 23-56.
Наканиси Сусуму. Манъёсю-о манабу хито-но тамэ-ни (Для тех, кто изучает Манъесю).
Киото, 1992.
Кидо Сэйдзо. Рэнга сиронко (Теория стиха в "связанных строфах").
Тт. 1-2, Т., 1993.
Котэн бунгаку риторикку дзитэн. (Словарь риторики классической японской литературы).
Т., 1993.
Сасаки Юкицуна. Манъёсю-о ему. (Читая "Собрание мириад листьев")
Т., 1998.
Сайдзики то киго-но гэндай (Круглый стол на тему "Записи сезонных изменений
и современное бытование "сезонного слова"). - В журнале: Хайку кэнкю
(Изучение хайку). 1998, № 2, сс. 74-95.
Такахама Кёси. Хайку токухон (Хрестоматия хайку). Т., 1973.
Ямамото. Кэнкити. Басё дзэнхокку (Полное собрание хокку Басё). Т. 2, Т., 1974.
Боронина И.А. Природа в японской классической литературе (Неопубликованная
рукопись).
Ермакова Л.М. Ритуально-мифологические корни поэзии вака (Неопубликованная
рукопись).
Источник текста - сайт Центра сравнительного изучения культур Востока и Запада ИВКА РГГУ.