Е. С. Штейнер
ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ЯПОНСКОЙ ТРАДИЦИИ: ЛИЧНОСТЬ ИЛИ КВАЗИЛИЧНОСТЬ?
(Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. - М., 1990. - С. 164-190)
* * *
Примечания
1. Кодзики: (Записки о делах древности). Токио, 1970. Т. 1. С. 83. (Сер. «Нихон котэн бунгаку тайкэй»).
2. См.: Лосскай В. Н. Богословское понятие личности // Богословские, труды. М., 1970. С. 116.
3. Цит. по: Лосский В. Н. Указ. соч. С. 115.
5. Dumoulin H. Das Problem der Person im Buddhismus: Religios und kiinstlerische Aspecte // Saeculum. Munchen, 1980. Bd. 31, N 1. S. 79.
6. Хамагути Э. Новая трактовка своеобразия японского национального характера и японской культуры. Токио, 1977. С. 53. На яп. яз. Цит. по: Корнилов М. Н. Японская культура и общество: Аналитический обзор. М., 1983. С. 24.
7. Kumon Sh. Some principles governing thought & behavior of Japanists (Contextualists) // J. of Japanese Studies. Seattle. 1982. Vol. 8, N 1. P. 12, 18.
8. Кимур а Б. Человек с человеком: психопатологическая теория нихондзин рон. Токио, 1972. С. 154, 68. На яп. яз. Цит. по: Корнилов М. Н. Указ. соч. С. 36, 66.
9. Попов К. А. Законодательные акты средневековой Японии. М., 1984. С. 26.
10. Разбивка текста «Луньюя» дается по Дж. Леггу; в дальнейшем указываются только главы и фразы памятника в тексте статьи без библиографических отсылок. Я работал с изд.: The Chinese Classics. P. 250-251.
11. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 416.
12. См.: The Chinese Classics. P. 250-251.
13. Флоренский П. А. Указ. соч. С. 92.
14. Там же. С. 420, 433, 91, 93.
15. Ben-Dassan J. The Japanese and the Jews. N. Y.; Tokyo, 1972. P. 109.
16. Буккё сэйтэн: (Собрание буддийских текстов). Токио, 1974. С. 97, 93.
17. Цит. по: Nakarnura H. The ways of thinking of eastern peoples. Honolulu, 1964.P. 57.
18. Розенберг О.О. Введение в изучение буддизма по китайским и японским источникам. Ч. 2: Проблемы буддийской философии. Пг., 1918. С. 107.
20. Stcherbatsky Ph. I. The conception of Buddhist nirwana. Leningrad, 1927. P. 111.
21. Цит. по: Игнатович А. Н. Среда обитания в буддийской картине мира // Человек н мир в японской культуре. М., 1985. С. 222.
22. См. подробнее: Там же. С. 223.
23. Игнатович А. Н. История буддизма в Японии. М., 1987. С. 52.
24. См.: Кодзирин: (Обширный лес слов). Токио, 1966. С. 1171.
25. Игнатович А. Н. История буддизма в Японии. С. 52.
26. Stcherbatsky Ph. I. Op. cit. P. 42-43, 173.
27. Ср.: Игнатович А. Н. История буддизма в Японии. С. 197, 277, примеч. 23.
28. См. комментарий В. Н. Топорова к переводу работы Щербатского «Концепция буддийской нирваны»: Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. С. 417, примеч. 16.
29. Розенберг О. О. Указ. соч. С. 215, 261.
30. Здесь, пожалуй, будет нелишним заметить, что поскольку в данной статье разговор идет о наиболее общих характеристиках феномена человека в японской традиции, то основные положения дальневосточного религиозно-философского комплекса я рассматриваю, отвлекшись от различий в учениях отдельных буддийских школ. Несмотря на множество специфических особенностей в трактовке Пути, приводивших подчас не только к догматическим спорам, но и к драматическим столкновениям, последователи всех учений па всем протяжении средневековья почитали главные постулаты индийских в китайских «первоисточников».
31. См.: Манъёсю: (Собрание мириад листьев). Токио, 1966. Т. 5. С. 395. (Сер. «Нихон котэн бунгаку тайкэй»).
32. Miyamory A. An anthology of Haiku. Tokyo, 1932. P. 37.
33. Текст приводится по изд.: Копией Дз. Соги. Токио, 1971.
34. Цит. по: Кидо С. Рэнгарон сю: (Собрание текстов о ранга). Токио, 1972. С. 39.
35. Подробнее о чайном действе с точки зрения межличностной коммуникации см.; Штейнер Е. С. Иккю Содзюн: творческая личность в контексте средневековой культуры. М., 1987. С. 207-208.
36. О философско-религиозных истоках понятия «сидение в единении» (итидза) см.: Кадзуэ К. Ваби: вабитя-но кэйфу (Происхождение чайного действа: ваби). Токио, 1973. С. 137.
37. См. текст в: Дзоку гунсё руйдзю: (Собрание письменных памятников: Продолжение). Токио, 1903-1912. Т. 17, свиток 385. С. 702-706.
38. Кимура Б. Указ. соч. С. 81.
39. См.: Кидо С. Указ. соч. С. 41.
40. Shinkei. Sasamegoto / Transl. by D. Hirota // Chanoyu Quarterly. Kyoto. 1977. N 19. P. 49.
41. См. примеры в кн.: Штейнер Е. С. Указ. соч. С. 229.
42. Ёкёку - классическая японская драма / Пер. Т. Л. Делюсиной. М., 1979. С. 300.
43. Engel H. The Japanese House. Rutland; Tokyo, 1964. P. 249.
44. Lafleur W. The Carma of Words. Berkeley, 1983.
45. Susuki D. T. The Zen Doctrine of No-Mind. L., 1969. P. 120.
46. См. воспроизведение на фронтисписе в кн.: Штейнер Е. С. Указ. соч.
47. Nakamura II. Op. cit. P. 412.
48. Розенберг О. О. Указ. соч. С. 261.
49. Ueda Yo. Individual in Mahayana philosophy // Japanese Mind. Honolulu, 1967.
Источник текста - Энциклопедия культур Déjà vu.